Т. Н. Кандаурова

 

Проблема социальной структуры общества периода позднего феодализма еще недостаточно изучена в отечественной историографии. Настоящая статья, посвященная анализу социальной системы военных поселений, имеет целью восполнить некоторые имеющиеся пробелы в разработке этой проблемы. Организация военно-поселенной системы привела не только к появлению новых хозяйственных и военно-административных систем и структур, но повлекла за собой и формирование нового социального сообщества. Военные поселяне образовали особую группу в социальной структуре страны в указанный период. Жители военно-поселенных округов были в известной степени обособлены от всего остального населения страны. Образовав особую и замкнутую военно-земледельческую структуру, они не являлись некой однородной группой или однородным социальным образованием по своему правовому и имущественному положению, а также по возлагаемым на них обязанностям и повинностям. Внутри данного социального образования выделялось несколько самостоятельных микрогрупп, различавшихся по своему месту и роли, а также правовому статусу в военно-поселенной системе.

 

Четкое определение социальной структуры военных поселений, правовое и имущественное положение, обязанности и "выгоды" каждой отдельной группы поселян законодательно были закреплены "Проектами учреждения..." для военного поселения пехоты и кавалерии. В центре социального образования системы военных поселений стоял поселянин-хозяин, за счет труда и хозяйственной деятельности которого главным образом содержались поселенные пехотные и кавалерийские полки. Именно хозяин был главным исполнителем тех функций, которые определялись для поселенных частей армии, - обеспечение продовольствием действующих рот и эскадронов от земли своих округов, снабжение их всем необходимым в хозяйственном отношении и комплектование их из состава своих семейств. При этом он получал от государства землю, некоторое имущество, скот, а также определенные социальные и правовые гарантии. Государство гарантировало также неприкосновенность частной собственности поселянина-хозяина.

 

При формировании округов военных поселений поселяне-хозяева включались в состав поселенных эскадронов и рот. В кавалерии в каждом полку было три поселенных, три резервных и шесть действующих эскадронов; в каждом поселенном эскадроне по штатному расписанию состоял 191 поселянин-хозяин (8 унтер-офицеров, 3 трубача и 180 рядовых. В каждой роте пехотных поселений по штату определялось 12 поселенных унтер-офицеров и 216 рядовых поселян-хозяев, а в поселенном батальоне было 912 хозяев. Поселенные кавалерийские эскадроны являлись в большей степени хозяйственными подразделениями военных поселений, никогда не участвовали в военных походах и не служили источником комплектования других полков.

Казна предоставляла поселянам-хозяевам земельные наделы. Обрабатывая их, они были обязаны обеспечивать продовольствием не только себя и членов своей семьи, но и двух солдат действующих эскадронов и рот (постояльцев), пополнять запасы хлебных магазинов полковых округов. И как бы в обмен на это военные поселяне освобождались от уплаты государственных податей и исполнения земских повинностей. Размеры земельных наделов поселян зависели от района поселения, наличия фонда свободных земель и качества почв отдельных регионов. Особую сложность вопрос землепользования представлял в Новгородских военных поселениях, так как здесь было недостаточно надельной земли, приходилось вводить в оборот новые площади (путем расчистки болотистых участков и отдельных лесных угодий). Поэтому здесь поселянин-хозяин получал от 4,5 до 6 десятин пахотной земли и до 4 десятин угодий. В Херсонских военных поселениях все округа двух уланских и кирасирской поселенных дивизий имели достаточное количество земли, что позволяло в полной мере обеспечить потребности хозяйства поселян. В зависимости от района поселения полка в Херсонской губернии хозяин получал от 34 с четвертью до 84 десятин, при этом площадь пашни составляла от 21 до 50 десятин, под сенокос отводилось от 11 до 30 десятин, под огороды и коноплянники - 2 десятины и, так как на юге использовалась переложная система земледелия, под посев проса, арнаутки и баштанов каждому хозяйству ежегодно выделялось из общественного и поселянского сенокоса от 1/4 до 2 десятин земли.

 

Кроме земли поселянин-хозяин получал от государства, как было зафиксировано в законодательстве по военным поселениям, рабочий и продуктивный скот, необходимый для обработки земли инвентарь и семена для первых посевов. Данная мера обеспечения хозяйства поселянина необходимыми средствами производства широко использовалась при создании пехотных военных поселений в районе Новгорода и в Белоруссии. В кавалерийских же поселениях правительству не пришлось прибегать к подобной практике, так как здесь хозяйства бывших государственных крестьян и казаков имели хорошую материальную и экономическую базу. В Новгородских и Белорусских поселениях необходимость обеспечения хозяйства поселянина средствами производства была вызвана также и тем, что здесь в хозяева поступали большей частью старослужащие солдаты, особенно при поселении первых подразделений, которые не имели своего хозяйства. Основные законодательные акты по военным поселениям ("Проекты учреждения...") определяли обязанности и повинности военных поселян-хозяев. Каждый из них должен был иметь "доброе хозяйство" и при этом постоянно заботиться о его улучшении.

 

Если хозяин допускал упадок хозяйства, то начальство поселенных частей имело право устанавливать опеку или даже исключать его из состава поселян-хозяев, т.е. из поселенных подразделений, и отправлять в действующие или резервные эскадроны. Данная мера наказания нерадивых военных поселян-хозяев применялась в поселенных округах пехотных подразделений. По подразделениям Херсонских поселений кавалерии в источниках подобных упоминаний нет. Поселяне-хозяева вместе с продовольствием действующих подразделений поселенных частей должны были формировать и постоянно увеличивать общественные запасы хлеба и фуражного продовольствия в округах, которые использовались для помощи в случае неурожая или при других чрезвычайных обстоятельствах. Каждое поселянское хозяйство из нового урожая сдавало определенную норму хлеба и круп, а также фуража (овса, ячменя, сена). После реорганизационных мероприятий 1826 - 1827 гг. запасные хлебные магазины и запасы фуража в кавалерийских поселениях пополнялись за счет сборов с общественных посевов.

 

Вместе с общественными продовольственными запасами в поселенных подразделениях для оказания финансовой помощи поселянам и для предоставления займов создавался заемный денежный капитал, который пополнялся за счет различных статей доходов, в том числе и путем внесения каждым хозяином определенной суммы (три рубля в год из жалованья, получаемого поселянином-хозяином от казны до реформы 1826 - 1828 гг.). Заемный денежный капитал и запасные хлебные магазины в военных поселениях были как бы своеобразными фондами социального страхования и предоставления поселянам минимальных гарантий и служили определенными источниками для оказания помощи поселянам как в крайних случаях, так и для развития поселянского хозяйства. Займы из общественных фондов давались поселянам на льготных условиях (беспроцентные ссуды, отсрочка платежей и др.). По истечении срока службы в поселенных подразделениях или в случае болезни поселяне-хозяева передавали свои хозяйства детям или родственникам, а при отсутствии последних преемник определялся комитетом полкового управления. Передаваемые преемником хозяйства должны были быть обязательно в хорошем состоянии. При утрате части государственной собственности бывший хозяин возмещал ее в полном объеме из собственных средств. Из состава своих семейств поселяне-хозяева были обязаны комплектовать действующие и резервные части поселенного полка, т.е. выплачивали государству как бы своего рода "налог крови". В поселениях кавалерии на поселян-хозяев возлагались также обязанности по содержанию конских заводов, которые создавались для ремонтирования действующих эскадронов строевыми лошадьми. Хозяйство получало на содержание и продовольствие одну лошадь из конского завода полка, хозяин нес полную ответственность за ее сохранность, заготавливал фуражное довольствие (работал на общественном сенокосе и пашне), участвовал в перевозке фуража с полей. Подобного рода повинности не было у поселянина-хозяина в поселениях пехоты.

 

В обязанности поселян-хозяев входило по законодательству и устройство воинской полиции, так как с переходом в военное ведомство они не подчинялись губернской администрации и земской полиции. Поселяне обязаны были "удерживать все устройство воинского порядка и дисциплины", а также поддерживать благоустройство селений, следить за состоянием своих строений, производить ремонтные работы как в хозяйстве, так и на территории селений и полковых округов. Исполнение всех указанных обязанностей и повинностей (продовольствие действующих частей, содержание полковых конских заводов, заготовка топлива, ремонтные работы) предусматривало участие поселян в общественных нарядах. Все общественные работы, включая обработку общественной запашки и работы на общественном сенокосе, по законодательству выполнялись поселянами три раза в неделю. На практике, как показывают архивные материалы, в связи с использованием коллективных форм труда (обработка пашни, сев, уборка урожая, работы на сенокосе) и чередованием общественных нарядов между хозяином и его помощником число дней, когда поселянин был занят на общественных работах, было значительно меньше. Помимо этого полковое и эскадронное начальство в поселениях кавалерии, как правило, не назначало общественных нарядов в период интенсивных сельскохозяйственных работ, чтобы не отвлекать поселян и помощников от занятий в собственном хозяйстве. А при уборке общественного урожая и сенокоса оно для помощи поселенным подразделениям использовало солдат из состава действующих эскадронов и рот. На первом этапе развития системы военных поселений (1816 - 1827 гг.) поселяне-хозяева вместе с выполнением хозяйственных работ обязаны были заниматься и военной подготовкой. С начала весны до середины сентября, т.е. в период интенсивных сельскохозяйственных работ, военные поселяне два дня в неделю должны были обучаться строевым приемам, а четыре дня работать на себя. В оставшееся время строевые занятия проводились три дня в неделю. Военные занятия были обременительны для поселян-хозяев в пехотных поселениях, так как граф А. А. Аракчеев - начальник всех поселений - пехотным поселениям придавал большое значение, здесь чаще устраивались различные смотры. В поселениях кавалерии на период земледельческих работ военные занятия практически отменялись, поскольку здесь начальник поселений граф И. О. Витт особое значение придавал хозяйственной деятельности поселян, да и возлагаемые на них обязанности по этой части были значительно большими, чем в поселенных пехотных частях.

 

После реформы 1826 - 1827 гг. военные занятия для поселян-хозяев и их помощников были полностью отменены, так как поселенные части стали рассматриваться императором только как хозяйственная структура военных поселений. Определяя для военных поселян-хозяев специфические обязанности и дополнительные по сравнению с другими категориями населения повинности, правительство гарантировало им определенные права и льготы: освобождение от уплаты государственных податей и исполнения земских повинностей, невмешательство земской полиции в дела жителей округов, частичный прием на казенное довольствие при переходе в военное ведомство, предоставление от казны жалованья, "мундирных и амуничных" вещей, довольствия на лошадей действующих эскадронов в начальный период их размещения у поселян округа, обеспечение поселян и членов их семей бесплатным медицинским обслуживанием, строительство госпиталей в округах поселенных дивизий. В соответствии с законодательством военные поселяне должны были обеспечиваться жильем и необходимыми хозяйственными постройками, получать землю для огорода и выгона. Хозяева могли получать на строительство в хозяйстве лес из государственных дач поселенных округов. Поселянам также гарантировалась помощь в случае неурожая или падежа скота. Поселяне-хозяева имели право поступать в инвалиды поселенных эскадронов при освобождении их от звания и хозяйства по неспособности в случае болезни или увечья и по старости, а в некоторых случаях имели право избирать наследника по своему усмотрению. При переходе в состав инвалидов хозяин получал в собственность все, что было "приобретено трудами его от хозяйства" за годы службы.

 

В 1826 - 1827 гг. в военных поселениях пехоты и кавалерии была проведена реформа, предусматривающая значительные организационные изменения, и в частности расширение состава поселенных округов. Число поселян-хозяев в поселенном батальоне удваивалось, в кавалерии состав поселян-хозяев также менялся. В штате поселенного эскадрона легкого кавалерийского полка (уланского) по новому положению состояло 312 хозяев, в том числе 16 унтер-офицеров, а численность хозяев в полку достигала 936 человек. В каждом поселенном кирасирском полку теперь состояло 1206 поселян-хозяев. По новому законодательству число хозяев в поселенных батальонах и эскадронах практически удваивалось, и каждое поселянское хозяйство отныне обеспечивало продовольствием только одного постояльца из состава действующих эскадронов. Таким образом, объемы продовольствия и фуража, которые отдавало поселянское хозяйство на содержание армейских подразделений, уменьшалось вдвое. Но в кавалерийских поселениях происходило некоторое увеличение объема общественных работ, так как вводились общественные посевы. Однако введение их освобождало хозяев от сбора хлеба и овса в запасные хлебные магазины, которые стали теперь пополняться за счет общественной запашки.

 

Уменьшение размера повинностей и освобождение от строевой службы давали поселянам-хозяевам дополнительное время и возможность заниматься хозяйством, торговой и промысловой деятельностью, что положительно отразилось на состоянии поселянского хозяйства. Хозяйственные преобразования приблизили хозяев по их социально-правовому положению к государственным крестьянам. Объем повинностей и обязанностей, выполняемых хозяевами в поселениях кавалерии, даже после реформы значительно превышал таковые в пехотных подразделениях поселенных частей. Второй по значимости фигурой в хозяйственной сфере и социальной структуре военных поселений был помощник поселянина-хозяина. В поселениях кавалерии при организации поселенных округов и создании хозяйств помощники хозяев вошли в их состав. Первоначально они были включены в резервные эскадроны и потому назывались резервными. Помощник разделял с хозяином все обязанности по обеспечению действующих частей продовольствием и всем необходимым, образуя с ним структурно и организационно единое хозяйство. Число помощников в резервном эскадроне полностью соответствовало численности поселян-хозяев в поселенном кавалерийском эскадроне (191 помощник в эскадроне и 573 в полку). В пехотных поселениях институт помощников не получил развития в том виде, в котором он существовал в кавалерийских поселенных округах. В начале 1830 г. было принято решение о введении этой категории поселян и в пехотных поселениях, однако уже в 1831 г. округа поселенной пехоты были преобразованы в округа пахотных солдат.

 

Составляя единое с поселянином-хозяином структурное и хозяйственное образование, помощники проживали в своих домах и содержали постоем одного из двух постояльцев, определяемых на продовольствие к хозяину. В помощники назначались поселяне, экономически менее состоятельные, чем хозяева, но обязательно имевшие свое хозяйство. В поселениях кавалерии формирование хозяйственных структур шло как на родственной основе, так и путем собирания в единое целое хозяйств неродственников. Подобная модель хозяйства создавала крепкую материальную и хозяйственную базу для решения поставленных перед поселянами задач. Помимо создания достаточной материальной базы руководство поселений стремилось решить и еще одну проблему - нивелировать хозяйства по числу рабочих рук и средств производства, поэтому к более обеспеченным хозяевам приписывали менее состоятельных помощников. Таким путем достигалось относительное равенство хозяйств по их экономическому потенциалу.

 

До 1826 - 1827 гг. помощники, как и хозяева, получали от казны жалованье, обмундирование, входили в состав резервных эскадронов, которые относились к строевым частям армии. После реформы помощники были причислены к поселенному составу полков, вошли в поселенные эскадроны и как и хозяева с этого времени не занимались военной подготовкой. Освобождая помощника от строевой службы, как и в случае с хозяином, правительство также получало полноценного работника-земледельца, что в свою очередь положительно сказывалось на эффективности развития хозяйства. (Резервные эскадроны после 1827 г. комплектовались на новых принципах и в их состав вошли военнослужащие.) Законодательство, принятое в ходе преобразований по поселению кавалерии, зафиксировало равенство хозяев и помощников в правах и обязанностях, сохранялась лишь имущественная дифференциация, и помощник находился как бы в подчиненном положении по отношению к хозяину, который был главой семейства и хозяйства. Некоторое подчиненное положение помощника могло поставить последнего в определенную зависимость (и в том числе экономическую) от хозяина, а это могло привести к злоупотреблениям с его стороны. Однако начальство поселений строго контролировало состояние и хозяйственную деятельность поселенных частей. В хозяйствах же, сформированных на родственной основе, этой проблемы не было.

 

Существование института помощников в военных поселениях кавалерии положительно отразилось на развитии и функционировании всей хозяйственной структуры поселенных округов, позволило без трудностей снабжать продовольствием действующие эскадроны, несколько облегчить обязанности и повинности хозяев, создать достаточную экономическую основу для развития поселянского хозяйства. Институт помощников также позволял иметь постоянно подготовленные резервы хозяев и вместе с тем сохранял принцип преемственности в развитии хозяйства, так как помощник заменял хозяина в случае перехода последнего в инвалиды. Кроме этого, имущество помощника было для хозяина дополнительным материальным резервом, а обязанности, возлагаемые на хозяйства, делились как бы на двоих. В то же время, введение данного института в поселениях кавалерии было вызвано нетрадиционными формами хозяйственной организации в поселенных округах и эскадронах, когда на хозяйство ложились дополнительные повинности (обеспечение продовольствием строевых лошадей постояльцев, содержание конских заводов и др.).

 

Создание усиленного хозяйства (по формуле - хозяин + помощник + необмундированный коренной житель) диктовалось развитием системы военных поселений кавалерии и дало на юге значительные положительные результаты в виде экономии государственных средств.

Следующую группу поселян составляли солдаты действующих рот в пехоте и эскадронов в кавалерии. При поселении полков они определялись для постоя и продовольствия в поселянские хозяйства и именовались постояльцами. В каждое комплектное хозяйство назначалось по два постояльца (после 1826 - 1827 гг. только один солдат был на довольствии у хозяина). Главной обязанностью солдат действующих подразделений поселенных войск являлась строевая служба. Однако, находясь на довольствии и постое у поселян-хозяев, они должны были выполнять вместе с ними хозяйственные работы в свободное от строевых занятий время. Чтобы помощь постояльцев была эффективной, они занимались строевой подготовкой в те же дни недели, что и хозяева. Во время активных земледельческих работ постояльцы полностью освобождались от строевых занятий. Руководство поселенных округов стремилось максимально использовать действующие подразделения на хозяйственных работах, даже лагерные сборы проводились весной в перерыве между севом и сенокосом и осенью - после уборки урожая. Постояльцы участвовали и в общественных работах, заготавливали фураж для конского завода, а также использовались при производстве строительных работ и изготовлении стройматериалов.

 

После 25 лет службы в действующих частях поселенных войск солдаты поступали в инвалиды поселенных рот и эскадронов. В случае болезни и невозможности продолжать фронтовую службу солдаты действующих эскадронов могли быть временно причислены к составу резервных подразделений или к инвалидам поселенных частей. После реформы 1820-х годов постояльцами у хозяев стали и солдаты из резервных батальонов и эскадронов, так как эти части теперь относились к строевому составу поселенного полка. В резервных подразделениях поселенных частей с момента реорганизационных мероприятий осуществлялась подготовка кантонистов к службе в армии и к участию в боевых походах. Со временем резервные части стали комплектовать из своего состава действующие подразделения. Реформа также изменила правовое положение солдат и унтер-офицеров действующих эскадронов и батальонов. Главным изменением было установление нового порядка прохождения службы. С момента ее проведения срок службы для действующего солдата составлял 20 лет, и это время делилось на службу в действующих эскадронах (15 лет) и на службу в резервных частях (5 лет). По окончании срока воинской службы солдаты по желанию получали отставку на общих основаниях и могли вернуться на место своего прежнего проживания или поступить в неслужащие инвалиды своего полка. Новое "положение" давало солдатам и третью возможность устроить свою дальнейшую жизнь, им также предоставлялась возможность оставаться на военной службе по истечении 20 лет "с получением третьей нашивки на рукав и тройного жалованья". Обязанности по оказанию помощи поселянам-хозяевам в их хозяйственных работах сохранялись за нижними чинами действующих и резервных частей и после реформы.

 

Положение постояльцев, конечно, отличалось от положения поселян-хозяев и их помощников. Совмещение обязанностей воина и работника было обременительно и невыгодно для них. Проживая у хозяев, они как бы были в определенной материальной зависимости от последних, оказывали им помощь во всех работах по хозяйству, не имея за это никакой дополнительной платы. Отсутствие материальной заинтересованности у постояльцев в результатах своего труда не могло не сказаться на отношении к выполнению хозяйственных обязанностей. При формировании хозяйства по родственному принципу, что практиковалось особенно в поселениях кавалерии, где сыновья или другие родственники хозяев и их помощников были чаще всего солдатами действующих эскадронов, данной проблемы не существовало и труд постояльца, безусловно, был более эффективным. Неравенство в правовом и имущественном положении указанных категорий поселян приводило к протесту со стороны постояльцев. Наиболее распространенной его формой были побеги, об этом свидетельствуют архивные материалы. Солдаты совершали побеги чаще, чем поселяне-хозяева и помощники. Эти две последние группы поселян, будучи обладателями собственности и средств производства, не так часто решались пуститься в бега, они как бы были привязаны к поселенным округам посредством своей собственности. Лишь в крайних случаях (конфликты, утрата собственности, несогласие с поселенным начальством) они могли решиться оставить свои семейства и хозяйство. Как правило, хозяева прибегали к другим формам протеста, менее ущербным для своего хозяйственного состояния, и в частности подаче жалоб во время смотров поселенных частей, отказу выполнять общественные работы. Однако хорошая материальная база поселянских хозяйств в Херсонских поселениях кавалерии, возможность поддерживать свое хозяйство на достаточном уровне, определенные социальные гарантии лишали хозяев оснований для протеста: число побегов было незначительным, практически не поступали жалобы на инспекторских смотрах, не было массовых открытых выступлений.

 

Возлагая на солдат действующих эскадронов и батальонов обязанности помогать поселянам в хозяйственных работах, правительство пыталось обеспечить продовольствие отдельных частей армии не только за счет поселенных подразделений, но и за счет труда самих же солдат. Дети военных поселян всех перечисленных выше категорий становились военными кантонистами, из числа которых готовились резервы для действующих подразделений. Одновременно эта группа населения поселенных округов служила резервом для пополнения числа хозяев и помощников. На начальном этапе организации поселенных округов и проведения переписей коренных жителей все дети мужского пола были причислены к составу кантонистов и поделены на три возрастные группы. В первую вошли дети до 7 лет ("малый возраст"), во вторую - дети "среднего возраста" - от 7 до 12 лет, и третью группу составили кантонисты "большого возраста" - от 12 до 18 лет. Дети-сироты были отданы на воспитание своим родственникам или "добрым хозяевам". Дети находились при своих родителях и обеспечивались в своих семействах до 7 лет. С семилетнего возраста все поселяне-кантонисты должны были посещать эскадронные и ротные школы, где занятия проводились по ланкастерской системе обучения, т.е. с использованием метода взаимного обучения. Школы в поселенных округах создавались в соответствии со специально разработанным штатом, и на их устройство выделялись из средств военных поселений определенные денежные суммы. Кантонисты "среднего возраста" также находились при своих семействах, им уже полагалось иметь форменную одежду установленного образца, которую семья получала от казны. Кантонистам "старшего возраста" казна выплачивала денежное жалованье. Часть кантонистов этой группы включались в состав учебных эскадронов и батальонов, где проходили военную подготовку и по достижении 18-летнего возраста поступали в действующие подразделения своего полка. Отдельную группу составляли кантонисты (из числа "старшего возраста"), которые были непригодны к строевой службе. Они проходили обучение различным ремеслам в своих полках и у "вольных" мастеров в Москве. Став мастерами, они должны были обучать кантонистов в школах поселенных округов различным "мастерствам" и ремеслам.

 

Для обучения кантонистов в каждом поселенном полку полагалось иметь определенное число школ, в поселенной кавалерии их должно было быть три. Но так как масштабы округов были значительными, количество школ в полковом округе было больше, чем предусматривалось штатом. Учителя для школ в поселенных войсках готовились в специально созданном при отдельном корпусе военных поселений в 1821 г. Военно-учительском институте, а также назначались из числа воспитанников военно-сиротских отделений. В школах кантонисты обучались грамоте, осваивали письмо и чтение, арифметику, начала геометрии, учились чертить и рисовать, постигали Закон божий, церковное пение по нотам, занимались строевыми упражнениями. Подобная система школьного обучения давала возможность увеличить число грамотных военных поселян и поднять уровень образования в поселенных частях. Образование было обязательным для каждого военного кантониста и бесплатным. Надо также отметить, что помимо изучения определенных предметов кантонисты должны были осваивать и отдельные виды ремесел. И все это сочеталось с общественно-полезным трудом, когда кантонисты знакомились с азами ведения хозяйства и земледелия. Расписание школьных занятий всегда составлялось с учетом участия кантонистов в сельскохозяйственных работах и оказания посильной помощи поселянам-хозяевам, поэтому с начала апреля до сентября кантонисты школу не посещали.

 

Первоначально продолжительность обучения составляла 11 лет, но в 1821 г. срок обучения был сокращен до 8 лет. Тогда же были изменены ранее принятые возрастные границы для отдельных групп кантонистов: в группу "младшего возраста" включались все дети мужского пола до 10 лет, кантонистами "среднего возраста" считались дети поселян от 10 до 14 лет, группу кантонистов "старшего возраста" составляли дети от 14 до 18 лет. С десяти лет кантонисты получали обмундирование и поступали в школу. До 14 лет дети оставались вместе со своими семействами. С пятнадцатилетнего возраста кантонисты третьей возрастной группы зачислялись в учебные эскадроны численностью до 200 человек. Кантонисты, принятые в состав учебного эскадрона, жили в специальных казармах при полковом штабе, обучались по более широкой, чем начальная школьная, и специальной программе и находились на полном содержании казны. В состав учебного эскадрона зачисляли кантонистов из семейств тех хозяев, которые имели несколько сыновей, чтобы не нарушать принцип преемственности там, где у главы хозяйства был только один наследник.

 

Обучение в учебных эскадронах осуществлялось по трем основным направлениям: военная подготовка, изучение отдельных предметов в рамках продолжения общего образования (Закон божий, русский язык, арифметика, геометрия, чистописание, рисование, церковное пение, судопроизводство, бухгалтерский учет), трудовое обучение, что предусматривало занятия в специальных мастерских. Классные занятия проводились в объеме 20 учебных часов, в мастерских кантонисты учебного эскадрона работали по 26 часов в неделю, военные занятия проводились в среду и субботу после обеда. Три раза в год у кантонистов учебных эскадронов были каникулы, в том числе в летне-осенний период с 24 июня до 1 октября. Таким образом, и в данном случае руководство поселений во время основных сельскохозяйственных работ давало возможность хозяйству иметь дополнительных работников и помощников. "Положение" 1827 года вновь изменило возрастную границу между средней и старшей группами кантонистов, теперь в группу старшего возраста входили дети от 15 до 18 лет. С 17 лет кантонисты поступали в резервные эскадроны своего полка для подготовки к дальнейшей военной службе (кроме кантонистов учебных эскадронов, которые по окончании учебы продолжали службу, пополняя собой младший офицерский состав поселенных подразделений). В 1829 г. произошли изменения в системе образования поселенных войск, что предусматривало сокращение числа обучающихся в эскадронных школах. Одновременно происходило сокращение срока обучения до 4 лет. Это было предпринято с целью подготовки основной массы кантонистов не для службы в армии, а для хозяйственных занятий, так как после реформы 1826 - 1827 гг. кантонисты стали рассматриваться как резервная сила для комплектования состава хозяев и помощников. И если на первом этапе развития поселенной системы кантонисты в основной своей массе готовились к военной службе, то после реформы они становились активными участниками хозяйственной деятельности поселений. В этом прослеживается стремление правительства сохранить преемственность в развитии хозяйства поселян и обеспечить его поступательное развитие, что в свою очередь вело к укреплению хозяйственной базы военно-поселенных округов. Среди всех категорий военных поселян в особую группу были выделены "необмундированные коренные жители" и инвалиды. Им в рамках военных поселений отводилась вспомогательная роль. "Необмундированные" поселяне включались в состав семейств хозяев, при этом они приписывались как к хозяевам, так и к их помощникам. Приписанными к хозяйствам, как правило, были отцы, братья и другие родственники помощников и хозяев, которые по возрасту или состоянию здоровья не включались в поселенный или резервный состав округов. Приписывались к хозяевам и "необмундированные жители", которые не состояли в родстве с хозяевами. Приписные военные поселяне, как видно из источников, имели свое имущество, а в отдельных случаях даже хороший достаток. Коренные жители, приписанные к хозяйствам, проживали в своих домах, не обременяя хозяев и сохраняя полную самостоятельность в быту (кроме хозяйств, оформленных по родственному принципу). Построение хозяйства по подобной схеме давало возможность укрепить его материальную базу, так как хозяин, помощник и "необмундированный коренной житель" составляли вместе одну производственную единицу и хозяйство получало дополнительную рабочую силу (приписанные "необмундированные" и члены их семейств). На начальном этапе организации военных поселений отставные солдаты, проживавшие на их территории и неспособные содержать себя "по старости лет или телесным недостаткам" и бывшие "на мирском иждивении", зачислялись в инвалиды поселенных эскадронов. После реорганизации военных поселений в 1820-х годах статус "необмундированного коренного жителя" был упразднен, так как эта группа населения поселенных округов была причислена к разряду инвалидов. Как и прежде они оставались в тех семействах, к которым были приписаны. В инвалиды зачислялись не имевшие хозяйства поселяне старше 45 лет и неспособные к строевой службе "по телесным недостаткам". Теперь неслужащие инвалиды не получали жалованья от казны. Способные выполнять работу, которая не была сопряжена с физическим трудом, поселяне зачислялись в состав полковой роты служащих инвалидов. По штату в роте состояло 3 обер-офицера, 20 унтер-офицеров и 236 рядовых. Продовольствием рота служащих инвалидов обеспечивалась за счет внутренних резервов поселенного полка, и в частности из запасных хлебных магазинов. Служащие инвалиды размещались при тех полковых учреждениях, где они несли службу: при госпиталях, конских заводах, учебных эскадронах и т. п. Неимущим инвалидам было разрешено определяться в работники к поселянам-хозяевам других семейств или к мастеровым, за это последние и хозяева должны были "продовольствовать" их или платить денежный эквивалент. Это позволяло неслужащим инвалидам иметь дополнительные материальные средства.

 

Некоторые инвалиды имели собственное хозяйство и даже, как и поселяне-хозяева, содержали собственные хутора. Состоятельные инвалиды занимались предпринимательской и торговой деятельностью, отдельными видами промыслов. Инвалиды, включенные в состав семейств, оказывали посильную помощь в выполнении работ по хозяйству. Регламентации повинностей инвалидов не было, и это давало им больше возможностей для занятий торговлей и промыслами, а также для получения заработка на стороне, даже в других округах. Среди военных поселян в отдельную небольшую группу были выделены служащие поселенных и резервных эскадронов из разряда непоселенных чинов. Будучи на службе в поселенных и резервных частях, они относились к строевому составу округов военных поселений. В их число входили старший вахмистр, четыре вахмистра, четыре унтер-офицера и один квартирмейстер, которые были при каждом поселенном и резервном эскадроне. Проживали непоселенные чины в специально построенных для них домах. Они не имели своего хозяйства и не могли заниматься хозяйственной деятельностью.

 

Сохранившиеся источники и законодательство по военным поселениям дают определенное представление и о положении женщин-поселянок. Жены поселян-хозяев, помощников и инвалидов вместе с мужьями выполняли посильные хозяйственные работы. Они работали на сенокосе, вязали снопы при уборке урожая, обязаны были обеспечивать порядок и чистоту в своих жилищах, за чем строго следило поселенное начальство. Жены солдат-постояльцев также были обязаны принимать участие в работах по хозяйству, оказывая помощь поселянкам.

 

Правительство было заинтересовано в увеличении числа преемников у поселян-хозяев, поэтому было принято решение, чтобы дочери коренных жителей выходили замуж за военных поселян. Зятья хозяев из солдат могли замещать после ухода в отставку главы хозяйства. Таким путем шло увеличение числа хозяйств, сформированных на родственной основе, что, безусловно, повышало их отдачу. Дочери и вдовы коренных жителей, выходя замуж за военных поселян своего округа, получали в приданое определенную денежную сумму и обеспечивались от казны провиантом. Законодательство определяло в качестве одного из условий соблюдение принципа обоюдного согласия при бракосочетании. Однако в литературе нередко приводятся факты насильственной отдачи поселянок за солдат действующих батальонов в Новгородских поселениях. Только в 1849 году, высочайшим повелением поселянкам кавалерийских округов было разрешено выходить замуж за посторонних граждан без уплаты определенной денежной суммы в пользу поселения. До этого подобные браки были ограничены, что лишало поселянок свободы выбора и ущемляло их права. Вдовы поселян-хозяев имели после смерти мужа определенные права и гарантии. До второго замужества или пожизненно они оставались в прежних своих домах, участвовали с новыми хозяевами или наследниками во всех домашних работах, при этом хозяева обязаны были обеспечивать их пропитанием. Вдовы без хозяйства при наличии у них родственников в поселенном округе определялись на их попечение, приписывались вместе с детьми к их хозяйству. При отсутствии родственников эти вдовы по их согласию определялись в услужение к поселянам-хозяевам и должны были таким образом получать от них пропитание. Бедные вдовы получали пропитание на детей женского пола из экономических средств поселенных эскадронов. При организации военных поселений законодательство предусматривало и гарантировало обучение девочек грамоте и различным рукоделиям. Однако эти гарантии не выполнялись, вопрос женского начального образования в рамках поселений не был решен, все внимание руководства поселений сосредоточивались на образовании и военной подготовке кантонистов.

 

Завершая анализ социальной организации военных поселений, следует отметить следующее: нетрадиционное социально-правовое положение военных поселян и специфика возлагаемых на них обязанностей и повинностей обусловили не только выделение военных поселян из общей социальной структуры страны, но и предопределили специфическую роль военных поселений в жизни российского государства первой половины XIX века. Двойная повинность военных поселян вынуждала правительство создавать особые условия для развития крепких поселянских хозяйств. Все группы военных поселян существовали в тесном единстве и взаимосвязи, составляя единую социальную систему, и были призваны выполнять единую задачу - обеспечивать последовательное развитие нового государственного института, который должен был успешно разрешить ряд экономических, финансовых, военно-стратегических и социальных проблем.

 

 

 

 Т. Н. Кандаурова

Поступила в редакцию 28 мая 1994 года