Суббота, 20.04.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Каталог файлов

Главная » Файлы » Люди, события, воспоминания

Эдуард Алексеевич Зайцев - В строю 110 ВТАП
22.01.2010, 15:47


Зайцев Эдуард Алексеевич - родился 8 марта 1946 года, в Костромской области в семье военнослужащего. Детство прошло в городе Вологде, где закончил школу, железнодорожный техникум, и был призван в ряды Советской Армии. В 1966 году, поступил в Балашовское ВВАУЛ, которое закончил с отличием в 1970 году. 

Кречевицы стали первым авиагарнизоном, где я прошёл школу воинского воспитания, приобрёл опыт полётов, стал командиром корабля, освоил новый самолёт Ил-76. Вспоминаются первые дни после прибытия в часть. Разместились мы с Юрием Задыхиным в новой гостинице с прекрасным видом на полноводный Волхов. Программа активной подготовки к полётам началась буквально с первых дней. Зачёты, тренажи, карты, - и вот в кабине Ан-12 в экипаже майора Веселова первый взлёт. Не сразу приходил опыт. Трудно было освоить радиообмен в Московской зоне, ночные полёты в боевых порядках в облаках с оборудованием Ан-12 представлялись огромной сложностью, а полёты в плотных боевых порядках 1,5 х 1,5 - вообще приводили пилотов в "мокрое" состояние через несколько минут полёта. 



С огромной благодарностью обращаюсь к памяти своего первого командира и инструктора, заместителя командира 3 аэ майора Веселова Владимира Ивановича. Всегда спокойный, уравновешенный человек, с которым мы чувствовали себя уверенно. С ним я приобрёл навыки в полётах, которые потом так пригодились для полётов на Ил-76. Бортовые техники: Казмерчук В., Юргелявичус И., - с дружеским участием помогали осваивать самолёт, прививали любовь к технике. Полёты стали нашей основной заботой на длительный период. Рядом с нами была и простая человеческая жизнь со всеми сложностями отношений, человеческими слабостями и заботами. Немало забот составлял квартирный вопрос. Мне, как семейному человеку, после рождения сына, выделили комнату в 83 доме на двух хозяев. Это было радостное событие. Жизнь входила в привычное русло: 2 дня в неделю полёты, 2 дня предварительная подготовка, 1 парково-хозяйственный день. Особым напряжением отличалась подготовка к учениям. Для меня это были первые учения  "Щит-72", которые проводились на территории Чехословакии. По замыслу тактической подготовки, самолётами ВТА производится десантирование подразделений Чехословацкой армии на решающем направлении маневров. Политическими задачами были вопросы сближения народов после 1965 года. Для нас началась напряжённая пора подготовки к десантированию из плотных боевых порядков. Лётчики меня поймут, что означала работа пилота по выдерживанию строя 1,5 х 1,5 в течение всего полёта. Как мне пригодился потом этот опыт для полётов на Ил-76! Позднее этот вид подготовки вообще убрали. 



В Чехословакии мы активно посещали заводы, фабрики, замки, встречались с производственными коллективами, показывали свою авиатехнику. Производили даже полёты с гражданами ЧССР на борту. В целом, действительно, простые люди дружественно относились к нашим военнослужащим. Они с удовольствием фотографировались с нами, старались найти форму общения, заинтересованно рассматривали наши Ан-12. 



В 1973 году полк активно привлекался к воздушным перевозкам воинских грузов в Сирию, где развивался военный конфликт с Израилем. Мы доставляли грузы в Дамаск, а рядом, на Голландских высотах, шли активные боевые действия. Взлёт и посадку производили в северном направлении, чтобы не попасть в зону обстрела. Прилёт рассчитывали на ночное время для избежание бомбардировок. Запомнился один полёт, который я выполнял в экипаже капитана Масленникова Ю. "Воздушный мост" наш пролегал через Балканы и остров Кипр и проходил, в основном над морем. Погода почти всегда была сложной, и лететь приходилось в облаках. Попрощавшись с зоной управления Никосия-контроль, мы вышли из облаков и с удивлением обнаружили, что находимся над районом морского боя. Ракетные залпы внизу не прибавляли нам спокойствия. К тому же радист озадачил нас новой командой КП ВТА о перенацеливании экипажа для разгрузки на другой аэродром "Халеб". Данных этого аэродрома у нас не было и расположение его мы знали лишь приблизительно. В условиях боевых действий соблюдался режим радиомолчания, и спросить что-либо было не у кого. К тому же были выключены все средства радионавигации. Пришлось надеяться только  на "орлиный" взор в лунную ночь. Насколько рискованной была посадка на неизвестный аэродром ночью без связи, я понял после посадки: на аэродроме повсюду видны были следы бомбардировки. По большому везению, мы ещё и попали на нужный аэродром. Основной опыт дальних полётов я приобрёл в экипаже капитана Масленникова Ю. С ним я побывал на аэродромах Дальнего Востока, Камчатки, Сибири, южных наших республик. Масленников Ю., обладая ростом под 190 см., излучал такое дружелюбие к окружающим, которое притягивало к нему людей и особенно нравилось женщинам. К сожалению, больное сердце заставило его рано расстаться с полётами, а потом и с жизнью. Лётное совершенствование приходило с опытом. В 1975 году была присвоена квалификация "Военный летчик 1 класса", в этом же году приступил к освоению нового самолёта Ил-76. Перучивание проходило под руководством ст. инженера Ильина Геннадия Михайловича, который много сделал для изучения новой авиационной техники всем личным составом. Самолёты перегоняли с Ташкента экипажи м-ра Вейкина Александра Сергеевича и Тимофея Александровича Киселёва. Каждый их прилет был праздником в полку. Получил и я свой первый самолёт, ещё пахнущий краской. 




Надо сказать, Ил-76 стал стартовой позицией для многих специалистов полка. Командующим ВТА станет мой товарищ по училищу Денисов Виктор Федорович, начальником авиации РВСН станет Кочергин Геннадий Петрович, Левкович Генрих Иванович - станет командиром дивизии, Караваев Юрий Аркадьевич - инспектором-летчиком ВТА да и многие другие займут высокие должности. Завершив переучивание полка, командование ВТА привлекало полк на все крупные учения. В 1979 году проводилось наиболее масштабное учение "Щит-79", в котором принимали участие армии всех стран Варшавского Договора. Эти масштабные маневры проходили на территории Венгрии. На заключительном этапе военной игры планировалось применение значительных сил ВДВ для развития наступления войск. Наш полк должен был десантировать воздушный десант на основную смотровую площадку, где находились все 5 Министров Обороны стран-участниц. Командование ВТА, понимая всю ответственность, решило провести тренировочный полёт (представьте, что тогда это было возможно). Вылет полка состоялся в полном составе с максимальным контролем за результатами. К сожалению, результаты работы моего экипажа оказались не высокими. На разборе полётов Командующий ВТА Пакилев Г.Н., подверг жесткой критике всех, у кого были отклонения более нормативов. Досталось и мне. Я очень переживал. К практическому вылету готовились особенно тщательно. К большой нашей радости, уже возвращаясь, в воздухе мы получили благодарность за точное десантирование. Многие военнослужащие получили подарки и поощрения. Подполковнику Мурашову Анатолию Николаевичу и мне было предоставлено право представлять наш полк на заключительном параде войск в Будапеште. 

За период службы  с 1970 по 1983 год, в полку не было лётных проишествий. В памяти сохранился лишь случай, когда экипаж м-ра Соболева Анатолия Константиновича, оказался в сложном полжении. В этом экипаже после взлёта, примерно через 15 минут полёта, отказала система электроснабжения. Не работали не только приборы, связь, электроосвещение, но и бустеры систем управления. В таком режиме самолёт даже не испытывался. По предписанию Инструкции, самолёт необходимо покинуть. Но без электропитания невозможно открыть люки. Без радионавигации не выйти и на свой аэродром. Выручил экипаж ведомого самолёта. Он, как лидер, вывел экипаж м-ра Соболева в район аэродрома и сопровождал его до визуального контакта с землёй. А дальше всё зависело от лётчиков. Обладая недюженной силой, Соболев управлял самолётом в безбустерном режиме, произвёл заход на посадку без выпуска механизации, шасси выпустили аварийно, посадку выполнил при неработающих тормозах. Лётчики могут оценить мастерство пилота. К сожалению, Соболеву пришлось разделить вину за этот случай с радистом, который не включил выпрямительные устройства для зарядки аккумуляторов, что и привело к потере электропитания.

Вспоминая сегодня о жизни воинских коллективов авиагородка в 70-80-е годы, нельзя не вспомнить и о трудностях и проблемах, которые были рядом. В первую очередь, это бытовая неустроенность. Недостаток жилья испытывали многие семьи. Да и имеющееся жильё не отвечало нормам. Обеспечение теплом и другими коммунальными удобствами городка, лежало на плечах командования ОБАТО, а возможностей для этого не хватало. Более 30 котельных работали в зимнюю пору, обслуживали которые, в основном, военнослужащие. Рабочий день многих командиров начинался с обхода этих объектов. Предприятия торговли тоже вынужденно активно взаимодействовали  с командованием, так как дефицит товаров приводил к необходимости создания комиссий по распределению одежды, мебели, продуктов и т. д.  Но, в целом, надо сказать, коллективы жили активной жизнью. В праздничные дни Дом офицеров был наполнен детьми, вечером собирались семьи военнослужащих на вечера отдыха, художественная самодеятельность работала в каждой части. Были и свои " звёзды". Спортивные команды постоянно выступали на соревнованиях, показывая высокие результаты. 

Активную роль в мобилизации воинских коллективов для решения поставленных задач играла идеологическая работа. Сейчас об этом стараются не вспоминать, но даже в самые тяжёлые годы войны, все понимали, что без осознания человеком своих задач, невозможно добиться результата. Я с благодарностью вспоминаю политработников, партийных активистов, которые стремились донести до людей важность воинского труда, мобилизовали их на успехи. Помогали нам  городские и партийные органы г. Новгорода. С их помощью у нас впервые стал использоваться видеомагнитофон для анализа полётов. Это был первый видеомагнитофон, который выпустил Новгородский завод. По инициативе партийных органов города, он был передан нам и использовался для  просмотра захода на посадку. 
  
В заключение своих воспоминаний хотелось бы поблагодарить всех тех людей, с кем пришлось служить в Кречевицах, за опыт, который я подчеркнул в этом гарнизоне, за жизненые уроки и мудрость старших товарищей. Благодарю и людей, которые создали такую возможность изложить свои воспоминания на этом сайте. Здоровья вам и успехов!










Категория: Люди, события, воспоминания | Добавил: ritaun
Просмотров: 2882 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди, события, воспоминания [76]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Друзья сайта
  • ВВВАУШ
  • 339 ВТАП
  • БВВАУЛ 70
  • Я помню
  • Сообщество uCoz
  • Лучшие сайты Рунета
  • Copyright MyCorp © 2024