Суббота, 29.04.2017, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS

110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Каталог файлов

Главная » Файлы » Люди, события, воспоминания

Икары на "Фарманах". Из истории новгородской авиации.
08.08.2013, 22:56

В последнее время в СМИ стали появляться новости о намерении новгородских властей возродить в области малую авиацию. Между тем, своя авиация и авиаторы в Новгороде появились около века назад. Тогда же, в 1913 г., в Новгороде появился первый самолёт, носивший имя города.


В 1908 г. в Петербурге основали Всероссийский аэроклуб, который должен был «содействовать развитию воздухоплавания в России во всех его формах и применениях, преимущественно научно-технических, военных и спортивных». В следующем году покровителем аэроклуба стал царь, и клуб, превратившись в Императорский, вошел в Международную авиационную федерацию. В 1910 г. в Гатчине была открыта авиационная школа аэроклуба. Вскоре отделы аэроклуба стали открываться в разных городах империи. Активное участие в их создании принимали офицеры армии. Не был исключением и Новгород. 25 мая 1911 г. по инициативе командира расквартированного в городе 85-го пехотного Выборгского полка полковника М.Н. Леонтьева и под председательством начальника 22-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта В.А. Олохова в офицерском собрании состоялось учредительное собрание Новгородского отдела Императорского всероссийского аэроклуба. Членами отдела в этот день стали новгородский губернатор В.А. Лопухин, губернский предводитель дворянства князь П.П. Голицын, городской голова А.А. Соловьёв, несколько высокопоставленных военных чинов и 26 офицеров. Отдел должен был способствовать развитию научных знаний в области воздухоплавания, устраивать экскурсии, полёты, состязания, публичные лекции, чтения, выставки, поддерживать специализированные периодические издания, способствовать применению фотографии и развитию голубиной и других видов почты (в связи с воздухоплаванием). Одна из важных задач – содействие «образованию особого кадра специалистов-воздухоплавателей для нужд военного времени». Первый вклад отдела в развитие русской авиации – участие в организации авиаперелёта Санкт-Петербург – Москва летом 1911 г. Этот перелёт по маршруту Санкт-Петербург – Тосно – Чудово – Новгород – Крестцы – Валдай – Вышний Волочек – Торжок – Тверь – Клин – Москва стал первым в России воздушным состязанием, проходившим вне пределов какого-либо аэродрома. В каждом из этих пунктов была оборудована посадочная площадка, где авиаторы могли отдохнуть и пополнить запасы топлива и масла. Для участия в состязании записались 11 авиаторов (двое отказались от участия в последний момент). Новгородский пункт обслуживался офицерами 85-го пехотного Выборгского полка, членами Новгородского отдела Императорского всероссийского аэроклуба и Спортивного общества. Площадку для спуска аэропланов оборудовали за городом, на полковом стрельбище. Силами полка там были построены два ангара для самолётов, выровнено поле. Полк взял на себя охрану посадочной площадки и подъездов к ней, полковые мастерские обеспечивали техническое обслуживание аэропланов участников перелёта. Прибытие аэропланов ожидалось 10 июля в 5 часов утра. Невиданное доселе зрелище вызвало огромный интерес у новгородцев. С двух часов ночи на полковом стрельбище начала собираться публика. К утру на поле было несколько тысяч человек, прямо из ресторана в Летнем саду прибыл не спавший всю ночь оркестр Выборгского полка – он развлекал участников торжества по случаю 20-летия супружества одной уважаемой в городе семейной пары. Позднее из Кречевиц подошли два эскадрона Гвардейского запасного кавалерийского полка. В 5.30 первым в Новгороде приземлился авиатор Макс фон Лерхе на аэроплане «Этрих». Наградой ему стала братина, поднесённая Спортивным обществом со словами: «Примите этот скромный подарок от новгородского спортивного кружка в память того, что вы первый спустились с небесной высоты на новгородскую землю, которая есть колыбель великой России». Немного передохнув и пополнив запасы топлива, лётчик взлетел, чтобы продолжить свой путь, однако мотор его аэроплана дал сбой и остановился. Крылатая машина упала в топкое место, пилот получил ушибы и был отправлен в Москву. И хотя через два-три дня последствия ушибов прошли и аэроплан был приведён в исправность, от продолжения перелёта фон Лерхе отказался. Большой переполох вызвала аварийная посадка С.И. Уточкина в Трубичино. Недолетев несколько вёрст до Новгорода, он был вынужден из-за остановки двигателя сесть на шоссе. Сам авиатор при этом не пострадал, но самолёт получил серьёзные повреждения. Горю авиатора помогли в мастерских Выборгского полка, и на следующий день он взлетел на своём «Блерио» с плаца у гарнизонного манежа, вернулся к месту экстренной посадки и оттуда продолжил участие в перелёте. Однако его вновь подстерегала неудача – в деревне Вины он потерпел аварию, получив при этом тяжёлые травмы. Во время полёта пилот решил протереть стёкла своих лётных очков носовым платком. Держа штурвал одной рукой, он из-за порыва ветра не справился с управлением и решил посадить аппарат. Однако, увидев внизу овраг с рекой и боясь разбиться вместе с аэропланом, С.И. Уточкин на лету спрыгнул вниз. Он упал в воду на дно оврага и получил переломы ноги и ключицы и тяжёлые ушибы груди. Итоги перелёта оказались не слишком удачными: из девяти стартовавших авиаторов Москвы сумел достичь лишь один. Двое получили тяжёлые увечья в катастрофах, один пассажир погиб. Однако это был полезный опыт в деле организации подобных соревнований. По словам С.И. Уточкина, новгородские организаторы справились со своей задачей успешно: «Когда я спустился в 7 верстах от Новгорода, через минуту я имел перед собой, кроме прочих, докторский автомобиль с кислородом и прочими медикаментами, нашёл полную широкую помощь со стороны гг. офицеров, имевших по всей линии перелёта дежурство, оборудованное организационным комитетом. Через 2 минуты после остановки благодаря удивительной организации всего дела я имел возможность заказать необходимые мне сломанные части в Петербурге, а через полчаса имел ответ, что всё готово и части высланы. Этап «Новгород» я нашёл великолепно обставленным: к услугам авиаторов имелось два ангара с достаточным количеством бензина и масла и с огромным комплектом солдат в качестве прислуги. В Новгороде, кроме прекрасно устроенной медицинской помощи, авиаторы имели помещение для отдыха и широкую возможность подкрепиться». Однако собственные полёты у новгородских авиаторов были ещё впереди. Они планировали организовать кружок «для обучения авиатике», для чего собирались приобрести планер, а если позволят средства, то и аэроплан. В итоге в июле 1913 г. в мастерских аэроклуба в Петербурге завершалась постройка аэроплана для Новгородского отдела. Это была улучшенная копия самолета «Фарман-IV» с двигателем «Гном» в 50 л.с., с нижним крылом уменьшенного размаха, с двусторонней обшивкой крыльев и оперения. Строительством его занимался командированный в авиашколу штабс-капитан Выборгского полка Леонид Евгеньевич Вамелкин – частью на собственные средства, частью на выданную аэроклубом субсидию в 2 тыс. руб. Новому аэроплану присвоили имя «Великий Новгород». Комиссия, принимавшая аэроплан, после нескольких удачных полётов, совершённых Л.Е. Вамелкиным, «пришла к убеждению, что его постройка блестяще выполнена и что аэроплан безукоризненно функционирует и в своих конструктивных деталях не отличается от аэропланов, пригодность которых вполне признана всеми выдающимися лётчиками».


Однако для совершения полётов и для организации школы, где можно было бы готовить пилотов, мало было иметь самолёт – нужен был аэродром. Этот вопрос удалось решить лишь в 1914 г. Для этой цели отдел решил приобрести участок земли рядом с железнодорожным депо. Однако крестьяне, владевшие находившимися там участками, категорически отказались их продать. В результате переговоров удалось достичь компромисса: две крестьянки сдали отделу свои участки в аренду, однако любители воздухоплавания не исключали возможность со временем «возбудить ходатайство о принудительном отчуждении земли». Первый новгородский аэродром, таким образом, находился рядом с тогдашним железнодорожным вокзалом, то есть примерно между нынешним вокзалом и улицей Германа. Важнейшую роль в развитии новгородской авиации сыграл упомянутый выше Л.Е. Вамелкин. Леонид Евгеньевич родился в 1882 г. в Новгородской губернии. Поступив на военную службу вольноопределяющимся в 85-й пехотный Выборгский полк, он в 1904 г. был произведён в подпоручики. В 1912 г. Л.Е. Вамелкин окончил школу при аэроклубе в столице и получил диплом пилота, став первым новгородским лётчиком. Принимая активное участие в жизни Новгородского отдела аэроклуба, он был секретарём президиума его совета, товарищем председателя Спортивного комитета и начальником аэродрома. Л.Е. Вамелкин увлекался не только авиацией, но и лыжным спортом, активно развивавшимся в Выборгском полку. Он был автором книги «Лыжные отряды: Проект наставления для обучения войск действию на лыжах», изданной в Новгороде в 1912 г. В начале Первой мировой войны он сражался с неприятелем в составе родного полка, заслужив две почётные награды – Георгиевское оружие («за то, что командуя 12-ю разведчиками 18 февраля 1915 г. в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в плен 18 германцев») и орден святого Георгия 4-й ст., а также другие боевые награды. Уже во время войны он перевёлся в авиацию. В чине подполковника командовал 2-м артиллерийским авиаотрядом, занимавшимся корректировкой артиллерийской стрельбы. Погиб отважный новгородский авиатор в 1917 г., разбившись из-за отказа двигателя в районе Семя Бажановцы. Его останки похоронены в Новгороде, на кладбище Духова монастыря. При ликвидации некрополя в 1930 г. обсуждался вопрос о судьбе его могилы, однако какое было принято решение, к сожалению, неизвестно. Имя первого новгородского авиатора оказалось незаслуженно забытым.

12 августа 1912 года был издан приказ № 397 Военного ведомства России, который ввел в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. С тех пор 12 августа считается днем создания военной авиации России. Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об установлении Дня Военно-Воздушных Сил» от 29 августа 1997 года № 949 12 августа в России отмечается День Военно-Воздушных Сил.

Илья ХОХЛОВ


Категория: Люди, события, воспоминания | Добавил: ritaun
Просмотров: 657 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди, события, воспоминания [73]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 453
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Друзья сайта
  • ВВВАУШ
  • 339 ВТАП
  • БВВАУЛ 70
  • Я помню
  • ВВС России
  • Сообщество uCoz
  • Лучшие сайты Рунета
  • Copyright MyCorp © 2017