Понедельник, 11.12.2017, 12:33
Приветствую Вас Гость | RSS

110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Каталог файлов

Главная » Файлы » Люди, события, воспоминания

Подвиг экипажа Соболева, о котором до сих пор не знает Россия
29.10.2010, 14:10

 


 

Подвиг экипажа Соболева, 
о котором до сих пор не знает Россия

 

Пока вся страна обсуждала посадку ТУ-154 в Коми, а чиновники пиарились,  раздавая награды, «КурьерЪ» нашел псковича, которому 32 года назад за  такой же подвиг пришлось расплачиваться... всю жизнь.


– Да, это уже было! Лет 30 назад, – делился с «Курьером» наш давний  друг, летчик 1-го класса Юрий СТАРОБИНЕЦ. – Я знаю лично пилота, который  тогда смог посадить самолет. Как только сюжет по ТВ увидел, сразу про  него вспомнил. Это командир экипажа, сейчас живет с семьей в Пскове.  Правда, про тот случай вспоминать не любит. Попробуйте, может, с вами  пообщается…

Как оказалось, в начале сентября, увидев по ТВ сюжет об авикатастрофе в  Коми, про события 1978 года вспомнили не только летчики Крестовского  полка, но и сотни пилотов, штурманов и радистов по всей России. 

Несмотря на то, что тогда, в 70-е, информация о подвиге экипажа Соболева  была тщательно скрыта, о чуде, которое им удалось совершить, помнят  многие. Помнят и то, каким боком встал экипажу этот полет. «КурьерЪ»  решил первым из российских и зарубежных СМИ, хотя бы частично,  восстановить справедливость. 

Дед Мороз?


Псков. Улица Кузбасской дивизии. В обычной панельной «трешке» нас  встречает подполковник запаса Анатолий Соболев или «Константиныч»  (именно так его звали и зовут коллеги). 

Время берет своё. Белоснежные волосы, борода, усы… Но такая же, как на  фото, широкая, приветливая улыбка. Подумалось: с такой фактурной  внешностью только роль Деда Мороза играть. Спрашиваем: «На детские  утренники не приглашали?».

– Нет, я не по этой части, - смеется гостеприимный хозяин. – С  самодеятельностью у меня как раз плохо… 

Зато с подарками – отлично. 32 года назад наш собеседник преподнес своей  семье самый что ни на есть настоящий подарок - молодой жене Татьяне,  6-летнему сынишке (второй ребенок был еще только в планах), а также  семьям полутора десятков человек на борту Ил-76. Это, согласитесь, не  сравнится с дарами ни от одного, даже самого красивого Деда Мороза. 

Молодой летчик Соболев в условиях 10-балльной облачности (сложные  метеоусловия, небо полностью закрыто плотной пеленой – ред.) вручную  смог посадить огромный Ил-76. Первый в Союзе самолет с турбореактивными  двигателями оказался полностью обесточенным. Причем, на высоте 4,5  тысячи метров. У многотонной махины (как и в чрезвычайной ситуации в  Коми) отказали приборы, радиосвязь и многое другое. 


 

Вместо рук – синяки


– Я очень хорошо помню этот день, – спокойно, по-мужски начал  рассказывать Анатолий Константинович. – 27 июня 1978 года наш экипаж на  борту Ил-76 выполнял рядовой полет в составе эскадрильи (аэродром в  соседних Кречевицах – Великий Новгород – ред.). Это и на самом деле были  обычные учебные полеты. Всего 10 бортов. Я шел ведущим третьей пары. На  11 минуте полета, когда борт поднялся на высоту 4500 метров, в кабине  поднялся шум. Начал заваливаться горизонт. У меня отказало всё  электрооборудование (навигация, система управления). Всё, кроме  двигательной группы. Управлять самолетом пришлось вручную. Нагрузка  приличная. Но это не столь важно... Поймет только тот, кому приходилось  летать.

Справедливости ради отметим: тут Соболев явно скромничает. Когда он  вручную тянул на себя штурвал Ил-76, у него полопались сосуды на руках,  предплечья стали темно-синего цвета. В общем, не руки – а один сплошной  синяк. По официальным данным, усилия на бустере при управлении вручную  могут достигать 1200 килограммов. Сколько было у Соболева, никто сказать  не возьмётся. А тогда...

12 минут смерти?


– Я развернулся на 180 градусов в сторону аэродрома, – продолжает  Анатолий Соболев. – Мой ведомый в составе группы повернул вслед за мной  (ему дали команду узнать, что случилось, почему я иду не в составе  порядка и не отвечаю на связь). Я ему крыльями показываю, мол, ничего не  вижу, буду пробивать облака и садиться за тобой. Но он не… понял. Я к  нему пристраиваюсь, он уходит. 

Увидев вдали узкую полосу просвета, Соболев направил туда самолет.  Облака, словно специально для Ил-76, разошлись. Верхний край был на  высоте 1500 метров, нижний - 400 метров. Пробив облака на скорости 340  километров в час с неработающими тормозами шасси, сел с «голым» крылом в  безбустерном режиме (нагрузка на управление штурвалом такая, словно  руками передвигаешь рельсы). Посадка прошла успешно, самолет выкатился  за полосу на 150 метров. Весь полет от взлета до посадки длился 23  минуты 30 секунд. 

Такого авиация (как советская, так и мировая) еще не знала! Майор  Соболев посадил вручную неуправляемый (так было записано в инструкции к  Ил-76) самолет в сложнейших условиях. Без человеческих жертв и  фактически без каких-либо повреждений самолета – у огромной махины были  лишь сточенные створки шасси! 

Кому пять тысяч?


На место посадки тут же сбежались: командование, медики, летчики,  техперсонал… В Кречевицы вылетели первые военные лица страны. 

После медосмотра с экипажа стали брать одну за другой объяснительные. На  основе показаний молодого летчика переоборудовали рабочее место радиста  в самолете, внесли изменения в порядок взлета техники. Но – самое  главное – они признали посадку в ручном режиме (при отказе бустерного  управления) ВОЗМОЖНОЙ! Правда, летчики-испытатели отказались повторять  подвиг «соболевцев» и… все дружно решили, что испытание выполнено  молодым майором Соболевым (конструкторы переписали инструкцию к  самолету, добавив аж 7 разделов для пилотов). Более того,  конструкторское бюро решило представить Соболева к ордену и выделить 5  тысяч рублей (средняя зарплата по стране в 70-е была 150 рублей и – для  справки – холодильник стоил всего сотню – ред.). Вот только узнал  Анатолий Константинович об этом через много-много лет. Куда ушла награда  и деньги – сейчас никто не скажет.

Героя – наказать!


А тогда, летом 78-го, командира отряда майора Соболева отстранили от  полетов, лишили должности. Мол, виноват, что самолет оказался обесточен.  К слову, военную карьеру нашему собеседнику прочили ого-го какую. Он был  в числе первых в Советском Союзе, кому доверили управлять только что  выпущенным Ил-76. Во всем СССР отобрали полтора десятка лучших асов, и в  их числе был молодой майор Анатолий Соболев. 

– Все летчики меня, как могли, поддерживали, командир полка отпустил  экипаж на несколько дней отдохнуть. Мы даже на рыбалку сходили. Все были  на нашей стороне. 

Как объяснили «Курьеру» другие летчики, гонения на Соболева начались  из-за командующего военно-транспортной авиацией (ВТА). У генерала был  свой взгляд на то ЧП. Проще было сурово наказать, не разобравшись.  Правда, через год того самого генерал-полковника, кстати говоря, сняли с  должности и судили за воровство... Тогда многие говорили, что так его  судьба наказала за отношение к соболевскому экипажу (да и к другим  летчикам тоже). Но... не беремся судить. 

– Я за весь полет меньше нервов потратил, чем потом на разборках и  поездках в Москву, – признаётся Соболев. 

Наболело


Когда командование сменилось, первым приказом по военно-транспортной  авиации было: восстановить Соболева в прежней должности. Видимо, у всех  наболело… 

Летал летчик Соболев до 1984 года (кстати, примерно в это же время в  Запорожье у экипажа Ил-76 произошла такая же ситуация, но их, в отличие  от соболевцев, наградили – дали ордена). Потом здоровье подвело, стал  руководить полетами, был в Афгане, перевелся в Псков. И здесь, в  Крестах, служил до 1992 года. 

– Я уже давно успокоился, – улыбается Анатолий Соболев в ответ на вопрос  «Курьера» «Не обидно видеть, что сегодня за такие подвиги награждают?».  – Сейчас я – пенсионер. Сохранил жизнь себе и экипажу, семью, детей  вырастил – вот это для меня действительно важно.

P.S. Вместе с майором Соболевым 32 года назад Ил-76 над Новгородом  сажали вручную: второй пилот ст.лейтенант Кочетов, штурман капитан  Хорошевский, бортехник ст.лейтенант Гудыма и бортехник капитан Медин...



Только факты:
7 сентября 2010 года около пяти часов утра на высоте более 10 тысяч  метров в пассажирском лайнере Ту-154 произошел отказ электропитания.  Экипаж сибиряков произвел вынужденную посадку в Ижме (Коми).  Приземлившись на взлетную полосу (длинной 1400 метров), самолет  выкатился за ее пределы и проехал 180 метров по лесополосе. Никто из 72  пассажиров не пострадал. Еще до оглашения результатов проверки пскович  летчик Анатолий Соболев мог поставить этому ЧП диагноз:

– У нас 32 года назад на борту произошло то же самое: отключение всех  электроприборов вызвал отказ ВУ (выпрямляющих устройств). За включение «ву-шек»  несет ответственность радист... Пилоты в республике Коми были молодцы.  Выполнили свой долг. Сделали то, что были в их силах. 


Дарья Чонкина 06.10.2010 Псков - КурьерЪ




Категория: Люди, события, воспоминания | Добавил: ritaun
Просмотров: 2265 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/5
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди, события, воспоминания [73]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 461
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Друзья сайта
  • ВВВАУШ
  • 339 ВТАП
  • БВВАУЛ 70
  • Я помню
  • Сообщество uCoz
  • Лучшие сайты Рунета
  • Copyright MyCorp © 2017