Воскресенье, 30.04.2017, 23:43
Приветствую Вас Гость | RSS

110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Каталог файлов

Главная » Файлы » Люди, события, воспоминания

Заместитель командира 110 ВТАП по ИАС Гутафель Константин Владимирович
31.10.2009, 20:01


Я, ГУТАФЕЛЬ Константин Владимирович, родился 27 октября 1924 года, в городе КАЛУГЕ. Родной отец - ПОСТНИКОВ Вячеслав Гаврилович развелся с моей матерью (дев. фамилия БУРАЧЕНКО) когда мне было полтора года. В 1928 году  мать вышла замуж за ГУТАФЕЛЬ Владимира Ивановича, который усыновил меня дав свою фамилию и отчество. Отчим был прекрасным душевным человеком убежденным патриотом, хорошим воспитателем. В 1942 году в феврале месяце в боях под Ленинградом, он был тяжело ранен и скончался в госпитале (захоронен в местечке Сеченев под Ленинградом). Мать умерла в 1987 году. Служебно-трудовая деятельность отчима была связана с частыми переездами с изменением места жительства (Калуга, Конотоп, ст. Терещенская, ст. Воротба, Бийск, Курган). В 1932 году поступил в 1 класс средней школы (ст. Терещенская около г. Шостки) В 1939 году окончил 7 классов в г. Бийске. С 1939 года по сентябрь 1941 года учился в средней школе № 12 города Кургана. Заканчивая 9 класс в апреле 1941 году подал заявление о приеме в 6-ти месячную школу первоначального обучения летчиков. Прием заявлений, прохождение медицинской и мандатной комиссий производилось в городском военкомате. Прошел медицинскую комиссию, но на мандатной комиссий сказали, что буду принят в осенний набор когда мне исполнится полных 17 лет.  Однако в все произошло иначе, 15 сентября 1941 года; прямо со школьной скамьи 10 класса посыльным был вызван в военкомат. Вместе с призывниками вызванными по повесткам был направлен в карантин в котором производился отбор для обучения в Лучинской Военной Авиатехнической Школе, которая с началом Великой Отечественной войны была эвакуирована в город Курган.

В конце сентября я был вызван для прохождения мандатной комиссии, председателем которой был комиссар этой школы (полковой комиссар СОЛИОВИЧ). Он спросил меня желаю ли я обучатся в этой школе. Я отвечал, что подавал заявление о поступлении в летную шкалу первоначального обучения. На мой ответ он сказал, что когда потребуется подготовим летчиков сколько будет необходимо, а в настоящее время требуются авиатехники и авиамеханики. И далее спросил: «Комсомолец?» Я ответил, что являюсь комсомольцем. Тогда он сказал: «Вот и выполни свой комсомольский патриотический долг - пиши заявление о поступлении в военную авиатехническую школу». Пришлось побороть желание и мечту с самого детства обучатся на летчика и написать заявление о вступлении курсантом в Лучинскую Военную Авиатехническую Школу. В этой школе я обучался с октября 1941 года по октябрь 1942 год. За три месяца перед окончанием школы курсанты проходили войсковую стажировку в авиачастях.


Наш взвод курсантов школы проходил стажировку в частях ВВС Калининского фронта, (в Воздушной Армии, командующим которой в то время был Герой Советского Союза генерал ГРОМОВ). 3аканчивал стажировку на аэродроме авиаремонтной мастерской в городе Торжке, где ремонтировались поврежденные в боях самолеты Лаг-3, Як-1, Ил-2, По-2. Стажировка давала серьезную практическую подготовку к самостоятельной работе как специалиста, в чем я убедился на собственном опыте. В конце октября 1942 года, после окончания Лучинской Военной Авиатехнической Школы, был направлен по распределению в 46 запасной авиаполк  - город Алатырь Чувашской АССР). В ноябре уже по назначению из запасного полка направлен авиамехаником 404 ОАЭС (отдельная авиаэскадрилья связи), с 1943 года в августе месяце переименованная в Первую Гвардейскую ОАЭС.  Эскадрилья формировалась в Москве на аэродроме Тушино. Эскадрилья предназначалась для обеспечения боевой работы штаба и частей 3-го САК (3-й смешанный авиакорпус) входившего в состав 17 ВА 3-го Украинского фронта.


Командовал корпусом генерал: Аладинокий, Командующим 17 ВА в то время был генерал СУДЕЦ. В августе 1943 года, корпусу также было присвоено гвардейское наименование и он стал именоваться 3-й Гвардейский САК. На вооружении частей авиакорпуса были самолеты Ил-2, Ла-5, Як-1 в эскадрильи 12 самолетов По-2. В конце апреля 1943 года был получен и введен в штат эскадрильи самолет Як-6. В приемке его  и техническом обслуживании при перелете к месту базирования принял непосредственное участие в качестве бортового авиамеханика. Командиром эскадрильи в то время был майор Постников. Летный состав и технический состав на 70 % представлял собой недавних выпускников летных и технических школ в званиях сержантского состава. В офицерском звании на момент формирования было всего 7 человек (командир, его заместитель, старший штурман, комиссар, начальник штаба, инженер, врач эскадрильи) В середине 1943 года, весь летный состав и старшие авиамеханики звеньев стали переаттестовываться с присвоением офицерского звания. Место базирования штаба Корпуса и эскадрилий определялись в зависимости от обстановки на фронте и поставленных боевых задач частям Корпуса.


В порядке последовательности мест и дат перебазирования следующие города или населенные пункты, расположенные на некотором удалении от них: г. КАЛАЧ (декабрь 1924 г.), г. БОГУЧАР (декабрь 1942 г., январь 1943 г.), г. Старобельск (январь 1943 г.), г. Красный Лиман (январь-февраль 1943 г.), г. Старобельск (февраль-март 1943 г.), ст. Купянск узловая (апрель- июль 1943 г.), ст. Барвенково (июль-август 1943 г.), г. ПАВЛОГРАД (август-сентябрь 1943 г.), ст. Синельниково (сентябрь-октябрь 1943 г.), г. Днепродзержинск (ноябрь-декабрь 1943 г., январь 1944 г.), г. Павлоград (январь-февраль 1944 г.). Последнее перебазирование авиакорпуса с его частями на прежние места базирования было связано с необходимостью пополнением личным составом и доукомплектованием авиатехникой авиачастей после тяжелых боев за Днепр и освобождении Украины. В конце февраля 1944 года, Комиссией из 17 ВА в  Синельниково производился отбор военнослужащих частей 17 ВА, желающих обучатся в штурманском училище. Подал рапорт и я.


Инженер эскадрильи советовал забрать рапорт сказав, что на меня отправлены аттестационные документы на присвоение офицерского звания. Но желание летать хотя бы в качестве штурмана победило здравый смысл о чем впоследствии жалел. В апреле месяце 1944 года, я был зачислен курсантом 2-го ЧВАУ - 2-е Чкаловское Военное Авиационное Училище летчиков наблюдателей. (Такое наименование в то время Оренбургского Штурманского училища). Начальником училища в то время был полковник АРАДОВСКИЙ. К сожалению по общему порядку в целом и особенно в организации учебного процесса об этом училище остались только негативные воспоминания. В марте месяце 1945 года вместе с другими курсантами прибывшими в училище из частей 17 ВА был отправлен для дальнейшего обучения в город Чирчик в ТВАШСБ (Ташкентская Военная Авиационная Школа Стрелков бомбардиров). Начальником школы в то время был Герой Советского Союза генерал-майор авиации ДУШКИН Иван Иванович. Об этом авиационном высшем учебном заведении в отличии от ГЧВАУЛ-Н остались самые наилучшие воспоминания, особенно о генерале ДУШКО И. И. В короткий период был ликвидирован пробел в выполнении плана учебной программы и выполнена большая половина задач по выполнению плана летной подготовки. К большому сожалению начались первые после военные сокращения и в конце августа 1945 года. ТВАШС-б была расформирована. Многие курсанты этой школы в том числе и я были направлены для, дальнейшего обучения во ГЧВАУАН. В апреле месяце 1946 года начались сокращения и в других летных и штурманских училищах. В первую очередь сокращали курсантов имевших 9-ти классное образование в числе которых оказался и я. В мае 1946 года, я был отправлен во 2-ю Московскую Авиатехническую школу, где временно исполнял обязанности старшины - помощника начальника карантина, организованного для приема и дальнейшего распределения отчисленных курсантов из военных летных и штурманских училищ. В августе 1946 г. был направлен для дальнейшего прохождения воинской службы по своей специальности авиамеханика - в 4-ю Авиационную Дивизию Особого Назначения. Начальником отдела кадров штаба этой дивизии был направлен в 600 авиационный транспортный полк особого назначения. Штаб 4 АДОН в то время был расположен в городе БАЛАШОВО Московской области. 600 атпон вместе с 229 атпон, также входившим в состав 4 АДОН базировался на аэродроме вместе с НИЭРАТ на окраине города Калининграда Московской области (ст. Подлипки). В последствии все вместе полки и штаб дивизии базировались вначале на аэродроме Медвежьи Озера, а с середины 1947 года на аэродроме Люберцы Московской области.


Полки дивизии были вооружены самолетами Ли-2. Командиром 600 втап в то время был майор Петров непосредственно которому я докладывал по прибытии в часть для дальнейшего прохождения службы После недельной самостоятельной подготовки и сдачи инженеру полка зачетов был зачислен в один из экипажей полка бортовым авиамехаником. В июне 1947 года был зачислен в состав сборного экипажа выделенного полком для выполнения правительственного задания по обеспечению работы Советско-Афганской демаркационной комиссии с временным базированием на аэродроме Ташкентского авиазавода. После выполнения задания в конце сентября 1948 года, экипаж вернулся в часть на аэродром город Люберцы, где началось переучивание на самолет Ил-12 В декабре 1948 г. был приглашен для беседы с инженером полка по поводу моей  отправки на 6-ти месячные курсы в Киевское Авиатехническое Училище с последующим возвращением в часть на должность бортового авиатехника. Я дал свое согласие и декабре 1948 года, был зачислен курсантом Киевского Авиационно-технического училища, которое закончил в июне 1949 году, с присвоением звания младший техник лейтенант. После окончания курсов Киевского училища, вместо возвращения в часть, решением командования, был направлен  в Рижское Высшее Инженерно-Авиационное Училище ВВС (краснознаменное имени К. Е. ВОРОШИЛОВА).


В августе 1949 году был назначен на должность техника практического обучения слушателей на кафедре технической эксплуатации самолетов и двигателей (учебный аэродром) на самолете Ту-2, а с октября 1952 года, был назначен старшим техником (этой же кафедры) на самолете Ту-4. Исполняя эти должности принимал непосредственное участие в учебном процессе практических занятий со слушателями училища, а также курсов при нем усовершенствования ИТС в том числе и со слушателями армий зарубежья (Албании, Чехословакии, Венгрии). В 1951 г. закончил 10-й класс вечерней школы, а в 1953 году, после сдачи вступительных экзаменов был зачислен слушателем этого же инженерного училища.


 


В 1958 году, после окончания этого инженерного училища, получил назначение в 930 втап на должность заместителя командира аэ по ИАС. Авиаполк эксплуатировал самолеты Ил-14, базировался в то время на аэродроме в Тейково и входил в состав Тульской 12 ВТАД. Командиром полка был полковник Яременко. С началом переучивания полка на самолеты Ан-8 в сентябре 1959 года, был назначен на должность старшего инженера полка по самолетам и двигателям. В 1961 году 930 втап перебазировался с аэродрома Тейково на аэродром Кречевицы. В мае месяце 1963 года, я получил назначение для дальнейшего прохождения службы в должности старшего инженера полка по самолетам и двигателям в отдельной втап, который базировался в то время на аэродроме  Ораниенбург (ГДР) и оперативно подчинялся командующему ВА ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии) командиром полка в то время был полковник СИТКИН В.Т. (в последствии генерал-майор авиации в 70-х годах входил в руководящий состав управления Командующего ВТА). Личный состав полка заканчивал сдачу самолетов Ли-2 в организации ГВФ и другие части и приступил к переучиванию на самолет Ан-8.


К концу 1963 года, полк закончив переучивание и приняв необходимое количество самолетов Ан-8 из других частей ВТА (переучившихся на самолет Ан-12), приступил непосредственно к выполнению оперативных задач командования ГСВГ.


В апреле месяце 1966 года, в личной беседе со мной заместителем Командующего ВТА по ИАС генерал-полковником - инженером ФИЛИППОВЫМ В. В. я дал согласие на предложенное назначение на должность зам. командира полка по ИАС в 110 втап. В мае месяце был подписан приказ о моем назначение и я, прибыв в Кречевицы для дальнейшего прохождения службы, доложил об этом представляясь первому командиру 110 втап полковнику ИВАНОВУ Владимиру Тихоновичу,  одному из самых уважаемых мной командиров полков за всю службу в частях ВТА.


На его долю пришелся самый ответственный период становления полка - периодом его формирования в условиях острого дефицита времени отведенным командованием ВТА. Одной из серьезных проблем которую трудно решить - размещение прибывшего в полк личного состава. В первую очередь командир принял все необходимые меры по размещению офицеров с семьями, которые прибыли из расформированной части (ст. Борзя). По численности это составляло третью часть офицеров полка. Конечно, бытовые условия временно размешенных этих семей офицеров были весьма посредственными, но это был выход из положения на время окончания строительства жилых домов в городке. К концу 1967 года началу 1968  эта проблема была решена и все временно размещенные были обеспечены квартирами. С размещением военнослужащих срочной службы проблема разрешена была тем, что предоставляемые помещения казарм, требовавшие ремонт, были отремонтированы своими силами. Своевременно и с хорошим качеством.


Значительно острее была проблема с отсутствием помещений для эскадрилий и ТЭЧ полка, достаточного количества стоянок пригодных к размещению начавших прибывать в полк в конце 1966 года и начале 1967 года, принимаемых из других частей ВТА самолетов Ан-12Б. Два помещения для эскадрильи находились далеко от завершения строительных работ, а помещение  ТЭЧ полка - только намечалось место для его строительства. При таких условиях приходилось осуществлять инженерно-техническое обеспечение первых полетов самолетов полка. Решая эти проблемы своими силами к середине 1967 года, завершили строительство кирпичного домика в районе стоянки самолетов 1 АЭ. Домик имел внутри 4 отдельных комнаты, а на верхнем перекрытии был установлен деревянный домик под КП ИАС.


 


К концу 1967 года, КП ИАС было полностью оборудовано всем необходимым для его функционирования включая все виды связи вплоть до селекторной (вначале до домика дежурного по аэродромно-техническому обеспечению, а затем; до помещений 2 и 3 эскадрилий и ТЭЧ). Конечно в строительстве и во всем по решению тех или иных проблем неоценимая помощь всегда оказывалась со стороны первого командира ОБАТО и его помощников. С ними и со всеми офицерами ОБАТО сложились исключительно хорошие, деловые и товарищеские отношения.


 


В конце 1966 года, освободилось аэродромное помещение которое занимало последнее из подразделений убывшей из Кречевиц части. С большим трудом командиру полка удалось убедить командование дивизии о передаче этого помещения в 110 втап для ТЭЧ полка. Личным составом ТЭЧ полка, возглавляемым умелым и талантливым организатором - первым начальником ТЭЧ 110 втап Александром Ивановичем ВОРОНИНЫМ помещение в короткие сроки отремонтировано и приведено в порядок. Каждой группе регламентных работ определены отдельные комнаты в которых было размещено и в короткие сроки подготовлено все необходимое оборудование групп позволяющее и обеспечивающее надежное выполнение всех видов регламентных работ (включая 1200 часовых), а также ремонта и доработок производимых на самолетах Ан-12Б. Более того, рационализаторами ТЭЧ была изготовлена и внедрена электрифицированная с сигнализацией схема сетевого графика контроля за выполнением регламентных работ на самолете. ТЭЧ 110 втап была одной из первых внедривших такую схему в ТЭЧ авиаполков ВТА.


К середине 1968 года, было введено в строй аэродромное помещение 2АЭ, а в 1969 году -  1 и 3 АЭ. Таким образом, проблемы по размещению в основном были решены, что позволило в значительной мере условия обеспечения полетев улучшить. Были созданы нормальные условия для хранения и оформления самолетной документации, а для групп обслуживания в аэродромных помещениях были выделены отдельные комнаты для размещения необходимого оборудования для обслуживания авиационной техники. Особых проблем по теоретическому переучиванию летного и инженерно-технического состава не возникало. Инженеры ИАС полка были назначены из частей ВТА на самолетах Ан-12Б и были подготовлены к проведению занятий с личным составом. При этом теоретическое переучивание производилось с личным составом одной эскадрилий, которая была сформирована из летного и инженерно-технического состава прибывшего из расформированной части на самолетах Ту-16. Остальной личный состав прибыл из частей ВТА на самолетах Ан-12Б. Учебная база для теоретического переучивания по приказу командира дивизии была предоставлена соседним полком. Мною с заместителем командира полка по ИАС КОЖЕМЯКИНЫМ К.И. была согласована и проведена практическая стажировка технического состава (прошедшего теоретическое переучивание) на самолетах соседнего полка.


 


Наконец были согласованы все вопросы с начальником Гарнизона Кречевицы полковником ЯРЕМЕНКО А.Е. по выделению постоянного помещения для 110 втап. В середине 1967 г. такое помещение было выделено в котором выделено 2 комнаты и для инженерно-авиационной службы полка. Так решились проблемы в период становления полка.


В моих воспоминаниях о первом командире 110 втап полковнике ИВАНОВЕ Владимире Тихоновиче хочется отметить прежде всего черта его характера. Умудренный опытом многолетней службы, прошедший суровые испытания в огненном небе Великой Отечественной войны, он умело сочетал командирскую требовательность с чуткой не показной заботой и пониманием к окружающим его людям - личному составу полка. Не позволял ни себе ни другим командирам грубости и тем более хамства к своим подчиненным. Благодаря этим человеческим качествам командира в полку с первых дней его становления сложился такой морально-психологический климат, который в строгих рамках уставных взаимоотношений перерос в настоящую войсковую дружбу и товарищество во взаимоотношениях личного состава полка. Надеюсь, что это замечательное начинание Владимира Тихоновича в какой то мере сохраняется в этом непростом и нелегком для многих людей и страны времени.


Многие правительственные награды, которыми был награжден Владимир Тихонович во время Великой Отечественной войны, свидетельствуют о том, что им было совершено большое количество вылетов на этой войне. Однако, будучи очень скромным человеком, в разговорах о войне он никогда не касался своих личных заслуг на войне. До самых последних дней жизни Владимира Тихоновича мы переписывались друг с другом взаимно поздравляя со всеми праздниками и юбилеями. Поэтому для меня он остался в памяти как один из самых близких товарищей по совместной службе в армии. Надеюсь, что в своих воспоминаниях однополчане, служившие в 110 втап когда им командовал полковник ИВАНОВ В. Т., в чем то дополнят меня. Оканчивая период моей службы во 110 втап (до мая месяца 1970 года) следует отметить, что когда полк приступил к полетам связанным с учениями и выполнением правительственных заданий было также не мало своих проблем, которые приходилось решать в предельно короткие сроки. Например, при подготовке полка к заданию связанному с событиями в Чехословакии в 1968 году, поступил приказ нанести на самолеты опознавательные знаки ГВФ. Личный состав специалистов ТЭЧ полка и технического состава эскадрилий успешно справились с поставленной задачей. Это стало возможным благодаря тому, что к этому заданию личный состав ТЭЧ заранее был подготовлен, а также подготовлены трафареты и необходимое оборудование. На складе ОБАТО для этих целей хранился неприкосновенный запас ЛКП. Аналогичных примеров было немало. Надеюсь в этом однополчане при необходимости также дополнят меня.


 


В мае месяце 1970 года, решением заместителя командующего ВТА по ИАС генерал-полковника-инженера ФИЛИППОВА В.В. с моего согласия получил назначение на должность старшего инженера по самолетам и двигателям 12 ВТАД в г. Тулу (в то время командир 12 ВТАД генерал ЯКОВЛЕВ Б.Я., заместитель командира по ИАС полковник КРАСНЯНСКИЙ Б.А.). В июне 1974 года, был уволен в запас - как указано в военном билете: «Приказом ГК ВВС №0434 от 14 июня 1974 года по статье 59 п. «А» по возрасту с правом ношения военной формы одежды», правительственными наградами в годы Великой Отечественной войны не награждался. Все правительственные награды, которыми награжден - награды как участнику ВОВ и как ветерану ВС СССР, кроме одной  (медаль «3а боевые заслуги»), был награжден за участие при выполнении правительственного задания полком в Чехословакии. После увольнения в запас работал в Тульском авиаспортклубе ДОСААФ СССР инструктором-методистом и преподавателем. В последнее время работал в штабе гражданской обороны города Тулы. Кроме того, участвовал в общественной работе как офицер запаса в отставке, в 1976 году, на общем собрании офицеров запаса, был избран в члены Комитета Содействия райвоенкомата  Тулы. С тех пор неоднократно переизбирался в этот комитет, где исполнял и исполняю в настоящее время обязанности секретаря Комитета Содействия. Длительное время до настоящего времени Председателем Комитета Содействия является полковник в отставке МИХАЙЛОВ Владимир Христофорович, мой сослуживец по 930 втап (1958-1963 гг.), бывший командир АЭ в которой служил генерал ЛЕВКОВИЧ Генрих Иванович.


 


В настоящее время не работаю, живу один, жена Клавдия Яковлевна ГУТАФЕЛЬ умерла в 1997 году. Вот все, что касается моих автобиографических данных.


15.04.2000 год                           ГУТАФЕЛЬ К. В.


г. Тула


 


 


Категория: Люди, события, воспоминания | Добавил: ritaun
Просмотров: 1904 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди, события, воспоминания [73]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 453
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Друзья сайта
  • ВВВАУШ
  • 339 ВТАП
  • БВВАУЛ 70
  • Я помню
  • ВВС России
  • Сообщество uCoz
  • Лучшие сайты Рунета
  • Copyright MyCorp © 2017