В канун Дня защитников Отечества корреспонденты «НВ» с головой нырнули в летные и не совсем будни Кречевицких военных авиаторов…
НА ГРЕШНОЙ ЗЕМЛЕ
Среди своих военные называют родной Кречевицкий гарнизон «сто десятым ВТАПом». Так точно - 110-й военно-транспортный авиационный полк, дислоцированный в нескольких километрах от Великого Новгорода. «Срочники» (солдаты срочной службы), оттрубившие здесь два года, на пару с гражданским населением с определенной долей сарказма величают ВТАП «стройбатом». Намекают на то, что большая часть кадровых военных вынуждена заниматься черновой, не по чину работой, как-то уборка и облагораживание территории, строительство хоккейной площадки, охрана самолетов. Доступ же к небу имеют только избранные, так называемая элита.
Корреспондентам «НВ», отправившимся на встречу с крылатыми защитниками Отечества, уже на КПП наглядно проиллюстрировали все тяготы военного житья. Это как в одной народной - не иначе русской - мудрости: душа просит ананасов в шампанском, а рука тянется к водке с огурцом. В нашем случае аналогия была построена на свойственных полку противопоставлениях. Душа заместителя командира эскадрильи по воспитательной работе просто до крика требовала полета, а рука, вооружившаяся кистью в краске, следовала заученным маршрутом: вниз по двери, вверх, снова вниз…
- Реформировать советскую армию невозможно, - ответил на застывший в наших глазах немой вопрос-упрек Григорий Смирнов, психолог 110-го ВТАПа. - Нужно менять инфраструктуру. Армия была рассчитана на большое количество людей, особенно - солдат срочной службы. Солдаты занимались всем, начиная от охраны техники и кончая вождением топливозаправщика. Сейчас в полку нет срочной службы, и все обслуживающие должности свалились на плечи офицеров. Вот у нас вместо часовых стоят офицеры. Авторитет армии от этого не растет, а боеспособность не улучшается.
ЖИЗНЬ БЕЗ ЧЕТЫРЕХ «К»
Такой специфический оказался прием. Ни тебе «первым делом» самолетов, ни романтики поднебесной. Это только в песне у Юрия Визбора за взлетом неизменно следует посадка. Нам вместо положенных авиаингредиентов даже без всякого выбора предложили раз проблему, два проблему… С высот заоблачных нас медленно, но верно опустили на землю грешную, поведав об отсутствии в полку четырех «К» - квартир, коммуникаций, компьютеров и кадров.
- Сейчас качество подготовки штурманов, которые приходят после окончания высшего военно-авиационного училища в Челябинске, оставляет, мягко говоря, желать лучшего, - рассказывает старший штурман полка, «штурман-снайпер», подполковник Владимир Таурин - Раньше штурманской службе обучались в Луганске. За счет этих украинских «запасов» и держимся. Тех, кто поступает после учебы в Челябинске, приходится переучивать непосредственно в боевой части, так как преподавательский состав в училище понятия не имеет о военно-транспортных самолетах Ил-76, которые стоят на вооружении полка.
Таким образом, мы посчитали, что на современном этапе развития авиации в России на примере отдельно взятой Новгородской области учиться на летчика надо около 20 лет: 11 лет мечтаешь в школе и всячески (точнее, физически) готовишь себя к призванию, пять лет зубришь летное дело в училище, еще лет пять до - или переучиваешься по месту службы. Полетами, при таком раскладе, заболеешь поневоле или, что вероятнее, вопреки.
А романтика? Куда же без нее. Средняя заработная плата кадрового военного в Кречевицах, или, как принято говорить сейчас, «контрактника» - в районе пяти тысяч. При таких бешеных ставках в авиацию пойдут лишь самые отъявленные романтики, которых, действительно, хлебом не корми, дай на землю с высоты взглянуть.
Бесплатная рабочая сила - еще одна несвойственная летчикам вообще, но прочно закрепившаяся за новгородскими «ласточками», в частности, функция. Местных военных, к примеру, очень активно привлекали к строительству хоккейной «коробки». Всего в Великом Новгороде, согласно постановлению администрации города, должно иметься десять площадок для игры в хоккей, в том числе и в Кречевицах. Здесь же тоже люди живут, не только военные. Между тем именно люди в форме творили добро от имени городской администрации на территории поселка. Это, объяснили чиновники, не отрыв от боевой подготовки, это, добавили они, и есть боевая подготовка в действии! После окончания строительства летчикам торжественно доверили шефство над хоккейной площадкой.
Покритиковали авиаторы и отсутствие в полку современной компьютерной техники. На все военные Кречевицы - только один ноутбук, у штурманской службы. Теперь графические инструкции по высадке десанта летчики и штурманы делают на компьютере, а не чертят от руки. Впрочем, масса других важных документов и поправок к законодательству остается рукописной. А рукописи в полку еще как горят, еще как теряются, причем так, что и концов не сыщешь. К вопросу о поисках. Не сыскать бы в Кречевицах и дорог, если бы не визиты высокопоставленных лиц:
- Здесь садятся и премьеры. И самолет Ельцина недавно приземлялся, - говорит старший штурман, подполковник Владимир Таурин.
- А какие здесь дороги! Неужели это функция командира - выбивать тонну или две асфальта? А дают его, только когда кто-нибудь прилетает. Что вы удивляетесь? Когда приходят важные гости, в доме наводят порядок.
Долго еще рассказывали нам летчики про «нелетную погоду» в полку. Как занимаются военно-патриотическим воспитанием школьников и студентов, принимая ребят на летние смены в военный лагерь; как активно участвуют в культурной жизни Новгорода; как дают уроки мужества городским, как участвуют в общественных слушаниях на заседаниях областной и городской дум, как метут улицы. По разному, в общем, приходится коротать время между полетами.
ЕЩЕ НЕ В НЕБЕ, УЖЕ НЕ НА ЗЕМЛЕ
До самой окончательной развязки событий корреспонденты «НВ» не были уверены в положительном исходе: полетим - не полетим. Несмотря на то, что день посещения полка удачно совпал с проводимыми в Кречевицах плановыми полетами, проводить нас на борт самолета не торопились. Экскурсия продолжалась.
Первая летная смена проходила в начале февраля. Мы застигли вторую. Как нам сообщили военные, цель полетов - подготовка молодых экипажей, подготовка резерва командиров кораблей, выполнение проверок по видам летной подготовки.
Наверху, в просторном, с огромными окнами помещении КДП, речь зашла не о самолетах, а о сотовых телефонах:Дальнейший разговор военные согласились продолжить при одном условии: чтобы корреспонденты навсегда забыли слово «бензин» по отношению к авиации. Так вот топливо появилось в части три года назад. В 2003 году были сделаны 22 летные смены, десантировали 46 реальных групп. «Бросали» десантников не только в Новгородской области, но и в Рязани, под Тулой. В этом году, как я уже сказала, идет только вторая смена и первое - в составе 30 человек - десантирование личного состава с борта самолета Ил-76 МД.
Чтобы, не дай Бог, не «перебежать дорожку» рейсовым самолетам СПб-Москва и дальней авиации из Сольцов, кречевицкие ИЛы следуют маршрутами, определенными командиром полка и согласованными с ПВО Российской Федерации. Следят за полетами на КДП (командно-диспетчерском пункте), именуемом в просторечии «вышкой». Туда мы и отправились. Наверху, в просторном, с огромными окнами помещении КДП, речь зашла не о самолетах, а о сотовых телефонах: Сотовые телефоны, как вы знаете, создают помехи, поэтому в самолетах их всегда выключают, - пояснил Сергей Иванов, руководитель полетов.
- Зазвонит телефон, и самолет собьется с курса? - злорадно потирая руки поинтересовались журналисты.
- Нет, здесь не так опасно. Выключать его надо в самолете или пешком ходить. На вышке стоят очень мощные передатчики, работающие примерно на той же частоте, что и сотовые, поэтому мобильник может просто выйти из строя. Навсегда, - подытожил Сергей Иванов, и в свою очередь ехидно посмотрел на прессу, которая, покинув выгодные места обзора у окна, кинулась к сумкам выключать аппараты. Затем корреспонденты снова заняли боевые позиции, хотя следить за полетом очередного военно-транспортного самолета можно было только виртуально, созерцая движение зеленых точек на экранах радиолокационной системы ближней навигации и посадки. Разговор опять сошел на нет. Майор Евгений Савинов, старший помощник руководителя полетов, вперив взгляд в экран с зелеными полосками, следил за точным соблюдением кораблем конкретного курса. Заместитель командира полка Игорь Грибан с головой ушел в руководство воздушным движением.
Вдруг из-за облаков вынырнул Ил, и как бы невзначай появилась тема для разговора. Эти военно-транспортные самолеты называют воздушными такси, они одни из самых лучших по мягкости взлета и посадки, - рассказали летчики. - Если в него зашел уставший человек и уснул, то он проспит все на свете. Относящийся к самолетам третьего поколения, этот самолет весит до 193 тонн, может принять до 48 тонн груза и 90 тонн топлива, средняя скорость - 750 километров в час. На вооружении с 1976 года.
- Сколько же это денег пролетело?
- Это не мимо пролетело!!! Речь об обороноспособности страны! Мимо ничего не летает! Сегодняшние полеты стоят больше, чем вся ваша редакция со зданием. А две летные смены - и телекомпания сюда попадет.
- Пролетели самолеты, и мы без работы…
Тут в разговор вмешался сохранявший все это время военную выдержку замкомандира полка Игорь Грибан, заявив, что, в принципе, никаких примет у авиаторов нет (даже женщин на кораблях терпят), кроме одного единственного суеверия. Чтобы не произошло непреднамеренного убийства, в КДП не должны находиться посторонние… Которые вмешиваются в серьезный процесс со своей глупой болтовней, догадались. И ретировались…
В СТОЛОВУЮ
- Для разного рода военных существуют свои нормы питания - солдатская или общевойсковая, техническая и реактивная, - такими словами вместо хлеба с солью приветствовала нас Екатерина Долгушина, заведующая столовой, - Реактивные у нас летчики. Им полагается шоколад, фрукты, соки, рыба. Конфет не просите, а вот рыбой накормим. Вы же тоже полетите. Вылет в пять двадцать.
Так, под шумок и под звон столовых приборов, нам сообщили о том, что мы увидим небо в алмазах и, соответственно, землю в иллюминаторе…
«ЗА ВАШИМИ СПИНАМИ - БОГАТСТВО НАЦИИ!»
- прокричали инженеры, подготавливавшие самолет Ил-76 МД бортовой номер 817 к вылету. Орали не потому, что «рады» были нас видеть, а пытаясь перекричать шум турбин, - Наша задача - сохранить это богатство. Это самолеты высочайшей надежности. Их ресурс, меняя некоторые части, можно продлевать на 30, на 40 лет.
Пока мы топтались около самолета в ожидании экипажа, нам рассказывали интересные подробности из жизни российских ИЛов. Ни разу в жизни не задумывалась над тем, что со взлетной полосы и с ее окрестностей сгоняют птиц, чтобы те не попали в лопасти турбин. Поведали и такой любопытный факт: кречевицкие самолеты периодически выполняют задачи по обеспечению визитов Президента. Конечно, не в одной компании с президентским самолетом. Летят раньше, до краев «набитые» высочайшим багажом. А вы думали пешком автомобильный эскорт, сопровождающий ВВП, за моря добирается? Со взлетной полосы мы смогли рассмотреть башенки подземного командного пункта, чье предназначение становится непонятным с момента появления на территории Прибалтики установленной американцами системы ПВО и локатора слежения за всеми полетами на Северо-западе РФ. Если американцы «пульнут», уже никакая землянка не спасет. Единственное, на что сгодится «подземка» - посидеть в тишине и в одиночестве, поесть консервов да сухих пайков…
По взлетной полосе к трапу проследовал экипаж и личный состав.
- Летим в составе штатного экипажа, - пояснил подполковник Валерий Паутов, «штурман-снайпер» (или проще говоря штурман высшего класса), - Командир корабля майор Владимир Карона, второй пилот, два бортинженера и радист. Этот экипаж после длительного перерыва десантирует личный состав, то есть не просто тактически летим, а на реальную выброску людей в районе Селищ.
Чуть позже на борт корабля поднялся командир полка, полковник Алексей Горсков, чтобы дать допуск командиру корабля майору Кароне к самостоятельной работе в последующем. Алексей Михайлович проверил также, крепко ли пристегнута съемочная группа, напросившаяся снимать парашютистов в момент десантирования, пожелал успеха и поднялся в кабину пилотов …
Ноги изъявили непреодолимое желание во что бы то ни стало покинуть ревущую машину. Но что-то удержало: то ли чувство долга, то ли фотокорреспондент Николай Барановский, взывавший к тем самым - долгу и совести и, на всякий случай, крепко державший за куртку. Штурман Валерий Паутов любезно предложил даме место рядом с собой в кабине с, образно говоря, стеклянным полом. Если в деталях представить устройство Ил-76, то можно вспомнить и нос самолета, сплошь состоящий из «окон». В эти-то окна и предстояло смотреть все грядущие сорок минут полета. Дама приняла приглашение… Впрочем, не будь его, ничто бы не заставило меня задержаться в грузовом отсеке, и все оставшееся время экипаж занимался бы не своими первоочередными обязанностями, а тем, что безуспешно пытался бы отловить испуганного журналиста. Мужская часть репортерской братии весьма опрометчиво - без шапок-то и без теплых комбинезонов! - оккупировала сидения прямо рядом с люком. Оператора и фотографа в подвешенном состоянии поместили непосредственно над люком. Выглядывая во время полета из-за своего спасительного серого ящика «Лена, помните, за этот ящик - ни ногой!», с ужасом наблюдала, как моих коллег, слава Богу, пристегнутых, сдувает в том направлении, где исчезали парашютисты, а колючие, в неистовстве бьющиеся потоки воздуха бездушно треплют одежду и волосы. Пригладив свои, вставшие от такого зрелища дыбом, вернулась в кабину и уже с наслаждением следила за тем, как меняются картины в «окне» под ногами.
Много позже, может даже во сне, вспоминая сгустки тумана и снежной облачности в иллюминаторе, спичечные коробки домов и прутики автотрасс, еще раз оживляя в голове образы, уменьшенные в десятки раз, и очень даже объятые просторы земли, начинаешь понимать банальную истину. Летать - не профессия. Этому нельзя научить. Нельзя заставить любить или ненавидеть. Также, видимо, с защитой родины. Ее либо защищаешь, либо нет.
А мы в своих поздравлениях присоединяемся к летчикам 110-го ВТАП, пожелавшим «иметь в полетах и по жизни поменьше особых случаев».
Елена БРАГИНА.
Февраль 2004 год
|