Родился в городе ЧИСТОПОЛЕ Татарской АССР 8-го апреля 1932 года в семье Главного механика средневолжского и камского речного пароходства. Но вскоре семья переехала в город Казань, где я и закончил 10 классов и трехгодичное Казанское военное авиационное техническое училище дальней авиации «КВАТУ ДА» в 1955 году. В дальнейшем проходил воинскую службу на различных технических должностях: на Украине в городе Белая Церковь - самолет Ту-4; в приморском крае в Спаск Дальнем - самолет Ту-16; в Забайкалье в г. Борзя - самолет Ту-16; в Новгородской области - в поселоке Кречевицы, на самолетах Ан-12. Наша военная доктрина того времени, середина 50-х годов, исходила из международной обстановки. Главная задача - в любое время быть в любой точке земного шара нашим войскам. Эту задачу могли решить только ВВС и в первую очередь ВТА, что и потребовало ее развитие. Было решено взять у дальней авиации три отдельных авиационных эскадрильи (имеется в виду личный состав без самолетов) и передать их военно-транспортной авиации. Так в поселке Кречевицы, Новгородской области, в 1966 году начал формироваться 110 авиационный полк ВТА, куда я прибил 17 июня. С вокзала на автобусе №31 мы заехали в гарнизон, и вышли между стадионом, санчастью и базарной площадью (в настоящее время). Погода стояла изумительная, был солнечный тихий день.
На стадионе вместе с группой офицеров находился командир формирующегося полка подполковник ИВАНОВ Владимир Тихонович. Я ему представился и доложил по уставу, как положено. Я был четырнадцатым прибывшим. До моего прибытия уже находились:
подполковник ИВАНОВ Владимир Тихонович - командир полка, через полтора года его сменил майор НОВИКОВ Илья Николаевич;
подполковник СПОДИН - зам. командира полка;
майор НЕЧАЕВ Б.И. - начальник штаба полка;
майор БЕЛИКОВ Марк Григорьевич - старший штурман полка;
майор ГУТАФЕЛЬ Константин Владимирович - зам. по ИАС;
майор ШАПОШНИКОВ Б.М. - зам. командира 2 аэ;
ст. л-т ГОЛУБЕВ - пом. командира полка;
ст. л-т ЯЗВИЦКИЙ Л.Н. - НГО АВ и ДО;
ст. л-т ЗУБКОВ В. - борттехник по АДО 2 аэ;
майор СЕНАТОРОВ С. - начальник связи полка;
ст. л-т КУЗИН В. - ст. техник самолета;
ст. л-т ПЕТРОВ М.Е.- НГО АВ и ДО 2 аэ;
ст. л-т ЖУРАВЛЕВ В.И. - техник ТЭЧ;
ст. л-т САДКОВ Бронислав - ст. борттехник.
Военный городок произвел на нас хорошее, благоприятное впечатление. Имелись керамические ограждения в соответствии с планировкой притратуарные газоны с цветами. Яблоневый сад около ДОСА, там, где сейчас стоит Ил-28. Лодочная станция с наличием тридцати легких весельных шлюпок типа «Ялик» за плату 30 копеек за 1 час.
Полковник ИВАНОВ Владимир Тихонович - 1922 года рождения, фронтовик с академическим образованием имел задачу от командования ВТА сформировать 110 авиационный полк, начиная с июня 1966 года. Эту задачу к концу 1967 года он выполнил и вскоре демобилизовался. В это время полк полностью укомплектован самолетами Ан-12 и командиром полка стал подполковник НОВИКОВ Илья Николаевич.
Днем же рождения полка считается тот день, когда первый самолет нашего полка опустил свои колеса на бетон взлетно-посадочной полосы Витебского аэродрома «Журжево». Полковник Новиков Илья Николаевич - Заслуженный военный летчик СССР, академического образования не имел, но откровенно говоря, в этом и не нуждался. Я считаю, что его вполне можно назвать человеком с большой буквы и это заслуженно. У него высоко было развито чувство офицерской чести. Он всегда держал данное слово и выполнял данное им обещание. Эти качества он постоянно прививал личному составу и неукоснительно требовал их выполнения. Особенно большое внимание он уделял подготовке летного состава, которая была строго регламентирована и постоянно им лично контролировалась. Благодаря чему полк не имел тяжелых летных происшествий по вине летного и технического состава.
Много внимания полковник Новиков И.Н. уделял быту летного состава и его семей. Хоть с жильем было плохо (его совсем не было). Проводилась спортивно-массовая работа, для чего использовался стадион (футбольное поле, площадка для ручного мяча и спортивный зал гарнизонного дома офицеров). Систематически проводились соревнования по футболу, волейболу, ручному мячу и шахматам. В каждом подразделении полка, в эскадрильях и ТЭЧ были созданы коллективы художественной самодеятельности. Концерты полковой художественной самодеятельности и спортивные соревнования проводились на профессиональном уровне. Полковник Новиков Илья Николаевич уделял много внимания созданию и развитию материально-технической и учебно-технической базы. Было оборудовано здание ТЭЧ и подсобные помещения; учебный корпус, где в учебных классах очень содержательно оборудованных, проводились занятия по подготовке летного и технического состава; казармы для солдат и сержантов срочной службы (где сейчас находится штаб полка); Ленинские комнаты, каптерки, бытовые комнаты, туалет и умывальники. Оборудованы спортивные залы ДОСА и в учебном корпусе, площадка для игры в городки, а под поле стадиона подведен дренаж из специальных керамических труб и керамической крошки. Никаких средств, конечно, для этого не выделялось. Делали все это, как тогда говорилось «хапспособом».
К моменту формирования нашего 110 военно-транспортного авиационного полка в гарнизоне Кречевицы уже дислоцировался авиационный полк военно-транспортной авиации: со своим ОБАТО. Кроме того был батальон связи, который существует до сих пор. Еще были две отдельных авиационных эскадрильи, самолеты Ил-28, входящие в состав воздушной армии окружного подчинения, да еще буксотряд, самолеты Ил-28 того же подчинения. Кроме того, был еще и отдельный строительный батальон, который занимался строительством жилых домов. Была баня, пошивочная и сапожная мастерская, продуктовый и товарный магазины, парикмахерская, почта, телеграф, кинозал в ДОСА для просмотра фильмов офицерами, сверхсрочнослужащими и их семьями. Для солдат срочной службы отдельно в учебном корпусе был свой клуб с кинозалом, а также солдатской библиотекой. У каждой воинской части была своя солдатская библиотека. А для офицеров, сверхсрочнослужащих и их семей была библиотека в ДОСА, где проводились обсуждения прочитанных книг. В период летней навигации с Новгородом было сообщение на пароходах типа «Ракета» и «Заря». Первоначально солдаты срочной службы нашего формирующегося полка жили в палаточном городке, который был разбит между нынешней казармой для солдат батальона и щитовым домом. Но с наступлением осенних холодов солдаты нашего полка были переведены в казарму, где в настоящее время находится штаб полка.
МАРКЕЛОВ Анатолий Николаевич
|