244 ВТАП В Кречевицах было два полка - один новый 110-й, а, другой - старый 244 ВТАП. Гарнизон был переполнен и перенасыщен. Не было еще гарнизонной гостиницы, в каждом полку были небольшие свои стоянки забитые и переполненные. Размещать более 60 кораблей на аэродроме очень трудно, учитывая, что там базируется еще отряд буксировочный на ИЛ-28 (буксирует конусы, по которым стреляют самолеты). 244 ВТАП имел с войны наименование «алленштайцкий». Застал еще старого командира полка, фамилию не помню. Вскоре с востока прибыл новый командир Зубов. Мы у него вчетвером приняли зачеты и шли со стоянки в гарнизон, Малин ему сказал, чтобы он снял свой академический значок, Зайцев их не любит. Он этому удивился, но впоследствии послушался. ИАС1 возглавлял Костя Кожемякин. Знаю его по 229 ВТАП. Когда он уезжал оттуда в Кречевицы, зам. по ИАС опытный Белега Степан Иосифович сказал ему: «Запомни Костя. Лучше та мысля, которая приходит опосля. Не торопись». Старший по ИАС - Исаев Николай Иванович, очень опытный мужик, но - лентяй. Помощник его Женя Боговис прекрасный математик и политик. Хорошо запомнился инженер по РЭО Толя Данилин (его сын потом был б/т по АДО в 334 ВТАП), Миша Клеменок (потом был в 3 втад). Старший штурман полка Журавлев, его помощник Либо, до сих пор живой и здоровый. Вскоре произошло ЧП - летом 2 экипажа полка во время дневных полетов в Пскове, где полк был в лагерях, столкнулись в воздухе. Это экипажи Шаблинова и Токарева. Произошло все в солнечную погоду на глазах 334 ВТАП (было построение). Оба самолета упали на откосый берег реки Черехи в 100 метрах от шоссе из Ленинграда на юг. Я был в это время в отпуске. Экипажи похоронили на Кречевицком кладбище. Ближе к осени были какие-то учения в масштабе ВТА и в полк прислали посредника. Им оказался мне хорошо знакомый зам. командира 175 ВТАП (г. Мелитополь) Лунин Сергей Борисович. Мы с инженерами полка собрались к вечеру на берегу реки Черехи, искупались иготовились закусить. Я увидел невдалеке Лунина и с одобрения коллектива пошел и пригласил его к нам. Он согласился. Помню, что он все удивлялся высокой подготовкой летного состава. Подавляющая часть командиров кораблей, имела 1-й класс. Его визит, оказывается, был неслучайным. Недели через три он приехал в полк уже его командиром. Помню как в полк приехал после академии мальчик - Юра Астахов, сын Левы Астахова старшего инженера по АВ и ДО2 339 ВТАП. Принимал у него зачеты и поставил двойку. Эту оценку он мне напоминал многие годы. Сам стал главным инженером ВТА и ДО, заменив Юру Волкова. Как-то в 1972 году полк выполнял задание с посадкой в Пскове. На одном из самолетов произошло самофлюгирование. Я срочно вылетел туда и нашел в щитке дистанционного управления на потолке кабины экипажа контровочную проволоку длиной более 10 см. Она явилась причиной отказа. Приближалось перевооружение ВТА на самолеты «Антей». Специально для этого сократили 2 полка - 229 (г. Иваново) и наш 244 ВТАП, возникла необходимость. Людей распределяли как могли. Троих бортовых техников по АДО - Салова, Гирсова и Капсалямова я перевел в Псков. Многих в 110 ВТАП (инженер Боговис, б/т по АО Ромашов и др). А был еще тренажер, начальником которого был Григорий Яковлевич Лавров. Сколько мы вынесли хлопот и горя, пока ввели его в строй. Всю тару от него украл Щетина3 - кубометры прекрасных досок. Тренажер надо было демонтировать, упаковать и отправить в Кировобад. Чтобы извлечь отдельные части тренажера из учебного корпуса, пришлось убрать проем между двумя окнами. А стена там метровой толщины. Но с задачей справились. а тренажер отправили самолетам, так, что тара не понадобилась. Настал день прощания с полком. «Алленштайцы»! - гремел голос Щетины и по его щекам текли слезы. После торжественных речей к нам подошел командир 2 аэ Власинкевич и обратился к Цыркунову4, с обидой сказал: «За что же нас бросаете»? Позже Власинкевич стал в ВТА генералом. А его сын недавно назначен командиром 110 ВТАП в гарнизоне своего детства в Кречевицах. В полку было много хороших специалистов: Мелехин, Башагин, Алдушин, Давыдов, Суворов, Гаврилин, Бондусь, Морозов, Стариков Глозман, Гайнов и другие, о которых я писал. Инженерно-авиационной службой руководил в последнее время Онистрат. Лунин был назначен начальником ЛИС5 на Ивановский ремзавод. 110 КРАСНОЗНАМЕННЫЙ КОМСОМОЛЬСКИЙ ТРАНСИЛЬВАНСКИЙ ВТАП Полк сформирован 20 декабря 1966 года. Первый командир полка - Иванов Владимир Тихонович, с 1968 года - Новиков Илья Николаевич. Полк молодой. Казалось бы, его и надо было принести в жертву «Антеям». Но полк сформирован под руководством Н. Ф. Зайцева6 и видимо он убедил командующего ВТА оставить 110 ВТАП, а расформировать 244 ВТАП. Полк был укреплен хорошими перспективными кадрами. Поэтому наряду с другими полками дивизии выполнял хорошо все возложенные на него обязанности. Полком командовали после Ильи Николаевича - Юрий Тимофеевич Черкасов, Левкович Генрих Иванович, Гребелкин Виталий Алексеевич, Баталов Василий Матвеевич, Евгений Алексеевич Зеленов, Деев Вячеслав Владимирович, Горсков Алексей Михайлович, сейчас Власинкевич Олег Константинович. Заместителем командира полка были и будущий командир дивизии Геннадий Степанович Обидин, и Саша Гуреев, и будущий генерал и командующий ВВС ракетных войск - Кочергин Гена, Николай Васильевич Никольский, Анатолий Иванович Хренов. Замполитов было много, но самый яркий из них Герой России Копыркин Анатолий Степанович. ИАС возглавлял Костя Гутафель, Сережа Грицук, Гена Ильин, Писчалкин Николай Иванович, Гром Сергей Николаевич, Рязанов Владимир Иванович и Климовцов Алексей Викентьевич. В полку были прекрасные инженерные кадры спецов: Корчев Юрий Владимирович, Шилин Андрей Поликарпович (в будущем старший инженер 6 втад по АО Федченко Валерий Федорович (в будущем старший инженер, инспектор ВТА), Аксенов Юрий Иванович, Давыдов Василий Сергеевич. Инденбаум А. Р., Лудюк А. Д., Стариков Л. С., Сластенов В. С., Турукин Ю. В., Ромашов Ю. И., Мартынюк Ю. Н. Инженеры авиационных эскадрилий Мамса М. А., Тонких Ю. Н., Володя Нечаев. Борт-техники по АДО - Баканов, Бурлака, Мезин, Журихин, Суббота, Янчевский, Аксеновский, Дзюба, Кузьменко, Заневский. Инженеры по РЭО - Залевский Анатолий Ильич, Петров Олег и многие другие. Старшие бортовые техники - Воропаев А. А., Багацкий Л. А., Казмерчук В. П., Негачев В. Отмечу лишь некоторые моменты, врезавшиеся в память. В ВТА многие годы отрабатывались боевые порядки, в которых удобнее производить воздушное десантирование за более короткое время в том числе летали и строями. Наконец окончательно вопрос решился. Пришли к выводу, что самым оптимальным вариантом боевого порядка, является поток одиночных самолетов с малыми временными интервалами между кораблями. Инженерно-технический состав пытался неоднократно придумать систему контроля, позволяющую летать в плотных боевых порядках в условиях отсутствия видимости. В частности этим много занимался в 229 ВТАП (г. Иваново) и главный инженер ВТА Роднищев Валентин Егорович. Предъявлены соответствующие требования и к промышленности, которая наконец решила этот вопрос, создав аппаратуру «Клин». Войсковые испытания этой аппаратуры было поручено провести в 110 ВТАП. ИТС во главе с Анатолием Залевским установили аппаратуру на самолеты, отладили, отрегулировали. Далее начались полеты. Работа была трудная, нудная, с большим количеством отказов и даже предпосылок. Но все закончилось благополучно. Командир полка Новиков Илья Николаевич получил за это звание «Заслуженный военный летчик СССР» а технари во главе с Толей Залевским как обычно только стандартные благодарности. Сейчас оба покоятся на одном кладбище и видимо разбираются друг с другом. В начале 70-х годов по указанию ВТА на всех самолетах проводили целевые осмотры. Проверялась надежность крепления гаек сквозных болтов аккумуляторных батарей. Проверялась затяжка гаек под полом на правом борту. Аркаша Баканов не отодвинул аккумуляторы, и упомянутые болты были под напряжением. Одев ключ на гайку, повернул его и задел гидравлическую трубку. От короткого замыкания в трубопроводе образовался свищ и под действием остаточного давления в гидросистеме выходящие пары АМГ мгновенно вспыхнули. Темное подполье самолета горело. Баканов потерял сознание. Экипаж наземный кричал, но не помогал. С соседнего самолета мгновенно прибежал Янчевский, спортивного сложения б/т по АДО, друг Аркаши. Он вытянул его на воздух, применил пожарный баллон и ликвидировал пожар. Были и противоположные примеры. Полк был в лагерях и базировался в Витебске. Начальник группы Рудюк Алексей Дмитриевич выпил больше нормы и попал на глаза начальству. Ему грозили большие неприятности. Я пошел к Новикову и объяснил, что человек отмечал годовщину освобождения Витебска. А за бои эти получил орден «Славы 3 степени». Таких орденов в дивизии никто не имел. В общем добился, чтобы политорганы спустили все на тормоза. Алеша отделался простым взысканием. В 1976 году полк переучивался на самолет Ил - 76. Стажировку проходили в Витебске. На аэродром сели первые 2 машины. Ведущую пилотировал командир аэ Мурашов Анатолий Николаевич. Он первым в полку вылетел на Ил-76. Остатки полка стояли в строю на стоянке. Слава Скоркин нес знамя полка. Короткий митинг. Полеты. Большого начальства не было. ИАС возглавлял инженер аэ вчерашний борттехник Володя Негачев. Он разрывался между стоянкой и вышкой. Техсостав стажировался неважно, т. к. мне, не специалисту по СД приходилось вмешиваться и показывать как подсоединить к самолету водило. Полеты закончились быстро. Негачев спросил в каком номере гостиницы я остановился и можно ли ему зайти. Мы часа три просидели за рюмкой и проговорили. Это был очень грамотный и перспективный человек. Был назначен в Паневежеский полк на должность зам. по ИАС. Последний раз мы встретились в 1978 году в Паневежисе. Там проводил Воскобойников сборы инженеров по АО ВТА. Пробыв 3 дня, отпросился в отпуск - у меня горела путевка в Чемитоквадже, У Негачева попросил машину доехать до вокзала. Володя сам меня отвез и не согласился уехать до 2-х часов ночи, пока не посадил меня на поезд. Больше мы не виделись. При первом полете в Афганистан (рубеж 1980 года) самолет, на котором был и Нечаев врезался в гору и все погибли. В июне 1978 года в полку произошла тяжелейшая предпосылка, едва не закончившаяся плачевно. На самолете, командир экипажа, командир отряда майор Соболев, молодой воздушный радист забыл включить выпрямительные устройства. После взлета аккумуляторы разрядились, лампочки все начали мигать и погасли. Связь оборвалась. На борту практически работали только механические высотомер и указатели скорости. Руководитель полетов дал указание другому экипажу обогнать Соболева и показать ему, что нужно следовать за этим ведущим, т. е. помочь ему посадить самолет. Все прошло великолепно. Посадка была произведена с гладким крылом, т. е. с невыпущенными закрылками. Мы срочно прилетели из Витебска, разобрались, поздравили командира со вторым рождением. КБ Новожилова тоже высоко оценили действия Соболева, а командующий ВТА Пакилев объявил ему служебное несоответствие. Вот так бывает в жизни. Соболев потом продолжил службу в качестве руководителя полетов в 334 ВТАП (г. Псков). Много раз там был на годовщинах полка, ни разу не видел этого замечательного летчика. Жаль. Летом 1980 года, проходили учения под Алма-Атой. Командир отряда белорус Мякота (если не ошибаюсь) допустил по своей глупости многократный выход самолета на критические углы атаки αкр., и только речевой информатор заставил его уменьшить угол атаки. Хорошо, что хорошо кончается. По приказу Обидина мы вылетели в Алма-Ату - командир экипажа Мурашов Анатолий Николаевич, Грицук Сергей Владимирович, я и начальник группы объективного контроля полка Ромашов Юрий Илларионович. Самолет стоял на стоянке ТУ - 144, мы поместились там же. С учебного МЛП сняли пленку и должны были лететь в Фергану работать на ДУМСЕ7. Но на всякий случай мы зашли в аэропорт, и нашли зал, где стояло около 10 ДУМСОВ. Нам разрешили здесь работать и мы, не теряя времени приступили. Долго возились, но потом все пошло. Записали все кривые, а дешифровать - дома. Утром дежурный по ВВС генерал Медведев (наш, выходец из 3 втад), Герой Советского Союза дал нам отбой, т. к. было воскресенье. Мы заехали в казарму - и на Медео. Прекрасно провели день. Осмотрели и каток, полазали по горам, получили огромное удовольствие. Такие в жизни дни - настоящий подарок судьбы. Прилетели в Кречевицы и до ночи работали по изготовлению плакатов 180 х 220 сантиметров, со всеми необходимыми кривыми и величинами параметров. Юрий Тимофеевич Черкасов нас подгонял. В Витебск попали уже ночью, а в 7 утра - на Сещу. Там командующий Пакилев проводил разбор, этого происшествия в том числе. Нас заставили вывесить плакаты в фойе, дома офицеров и все начальство интересовалось и спрашивало о происшествии. Особый интерес проявил почему-то начальник штаба ВТА Герой Советского Союза - Карякин В. Г. На разбор я не пошел, прогулялся по Сеще и гарнизону начала своей инженерной зрелости. Летом 1989 года экипаж 110 ВТАП в составе: командир - майор Трофимов, помощник (летчик инструктор) подполковник Петин, штурман корабля - капитан Чазов, ст. б/т – Казмерчук, б/т по АДО - Маркитанов выполнял задание в Анголе по перевозке личного состава местных войск. В полете один бандит потребовал изменить маршрут полета, Чазов вышел, скрутил бандиту руки, взрыватель взорвался в его руке. За проявленный героизм, находчивость Трофимов, Чазов и Петин награждены орденами «Красного знамени». 28 августа 1992 года 3 экипажа командира полка Зеленова, ком. аэ - Копыркина и ком. отряда Мельникова должны были вывозить из Кабула 160 человек посольства и семей дипломатов. Был договор о двухчасовом перемирии. Обстрел аэродрома шел непрерывно. Зеленов сел первым и сразу загрузился. Копыркин сел через 20 минут, Зеленов - взлетел. Копыркин начал загрузку, сел Мельников и зарулил на дальний перрон. Копыркин был уже на полосе, но тянул время со взлетом, чтобы вылететь вместе с Мельниковым. Уже запустили двигатели, вдруг радист закричал, что что-то случилось, связь прервалась. Самолет Мельникова задымил. Копыркин принял решение подрулить к Мельникову и забрать экипаж. Зеленов с воздуха дал на это добро. При подруливании было видно, что самолет Мельникова сильно горел. Пассажиры отъезжали на КАМАЗе к зданию аэровокзала. Туда же рулил и Копыркин, чтобы здание прикрыло самолет от обстрела. Экипаж забрал, пассажиры отказались. Взяли только раненого десантника. При рулении чувствовали, что колеса проколоты. Но приняли решение взлететь. Садились в Кокайтах. Выпустили шасси, прошли над КДП. Диски колес были не голые. Решили садиться. Сели благополучно. Из 20 колес 17 были проколоты. За этот полет Зеленову и Копыркину присвоено звание Героя России, экипажи награждены орденами и медалями. Зеленов стал, чиновником гос. Думы, Копыркин – начальник политического отдела 3 втад, замполитом 110 ВТАП и закончил службу инспектором - летчиком ВТА. Доброго здоровья тебе Анатолий Степанович.
Прошло несколько лет, придумали непонятную формулировку «Новый облик», а что старый облик был не такой? Облик обликом, а как же содержание, ведь пословица гласит: «встречают по одежке провожают по уму». Так или иначе, но с возникшей необходимостью перехода вооруженных сил на новый облик, Россия потеряла несколько полков, в том числе и 110 Комсомольский Трансильванский Краснознаменный военно-транспортный авиационный полк.
Примечание:
1 – Инженерно-авиационная служба 2 – Авиационное вооружение и десантное оборудование 3 – Заместитель командира 3 гв. ВТАД 4 – Заместитель командира 3 гв. ВТАД по ИАС 5 – Летно-испытательная станция 6 – Командир 3 гв. ВТАД 7 – Устройство дешифрирования
Олег Павлович Большев 10 марта 2010 года
|