Уже много лет Афганистан, в представлении всего мира, является страной постоянных войн. Эти войны, безусловно, являются следствием политики других государств, которые ввергли эту страну в бесконечную вооружённую борьбу. Стремление Советского Союза, в своё время, стабилизировать обстановку в этом регионе с помощью войск не устраивало руководителей другого лагеря и с помощью военных провокаций была развязана война. Население Афганистана всё больше втягивалось в стихию вооружённой борьбы. Боевые действия эти хорошо готовились иностранными инструкторами и технически оснащались современным оружием. Особую подготовку проходили подразделения, призванные вести борьбу с авиацией. Использование специальных зенитных ракет было не под силу самим малограмотным афганцам, для этого они готовились в учебных центрах под руководством иностранцев. Важными целями для них были военно-транспортные самолёты, которые обеспечивали войска всем необходимым. Для противодействия таким перевозкам готовились особые группы, оснащённые средствами ПВО для поражения самолётов на большой высоте. Эти группы перемещались на высотные горные точки и оттуда вели "охоту" за нашими самолётами. Одним из таких самолётов стал экипаж МГА, перевозивший товары военторга. Он не учёл положение Солнца, как отвлекающего источника тепла для головки ракеты, и при прохождении высотного перевала был поражен ракетой на высоте эшелона. Мастерство пилота позволило произвести аварийную посадку на аэродроме Кабул. Экипаж остался жив, но самолёт, севший без выпуска шасси, был потерян. Ещё более уязвим самолёт при заходе на посадку. И вот для противодействия поражению на этом этапе, был выработан уникальный приём, который ранее в тяжёлой авиации никогда не применялся. Назывался он - "Снижение с максимальным градиентом". С воздушной трассы ИЛ-76 выходил на аэродром посадки /ПРС/ на высоте 8000м. Уменьшалась скорость, выпускались шасси, спойлеры в тормозном режиме, и самолёт устремлялся к земле по спирали с вертикальной скоростью в 25м/сек. (Это 90км/час). Крутое пикирование с отстрелом инфракрасных ловушек для тепловых ракет обеспечивало быстрое снижение. В два витка воздушный корабль с грузом выходил на посадочную прямую в 1,5 км от полосы. Далее несколько секунд до посадки, выравнивание самолёта в предпосадочный режим и посадка. Уход на второй круг-это благоприятная цель для поражения. Только посадка! И так, иногда, по 2 полёта в сутки. На аэродроме разгрузки экипаж находился в полной готовности к взлёту . При возможном миномётном обстреле - срочный взлёт. Такую "школу" полётов прошли многие лётчики военной авиации. В должности начальника политического отдела дивизии я неоднократно выполнял такие полёты. Многие мои сослуживцы и сейчас используют этот опыт в других "горячих" точках. К сожалению, не всем всегда удавалось благополучно завершить свои полёты. Мы вспоминаем о них, как о навечно ушедших в небо. Помним мы и о наших Героях, которые под лавиной артобстрела, на самолётах с колёсами пробитыми осколками, взлетели в небо, спасая наши последние дипломатические представительства.
Эдуард Зайцев.
|