После окончания лётного училища я, в качестве помощника командира корабля Ан-12, был назначен в 110 авиационный полк, который располагался в небольшом посёлке Кречевицы под В.Новгородом. В экипаже заместителя командира эскадрильи майора Веселова Владимира Ивановича началась моя военная служба. Владимир Иванович, по своей должности, отвечал за формирование экипажей эскадрильи, следовательно, его экипаж был укомплектован лучшими специалистами.
Этот рассказ посвящается памяти Юрия Константиновича Масленникова – моего командира экипажа и товарища по
110 военно – транспортному полку. Полк базировался, в то время, на аэродроме в посёлке Кречевицы под В.Новгородом и входил в состав 3 гвардейской военно- транспортной дивизии. Второй час полёта тянется бесконечно долго. Доложив по радио диспетчеру управления воздушным движением о пролёте очередного контрольного пункта, я снова устремил свой взгляд вниз. Наш воздушный корабль Ан-12 несёт нас над просторами Сибири
Плановые полёты в авиационном полку военно-транспортной авиации, в тот осенний день, начались после обеда. Такие полёты называют, обычно: «дневные с переходом на ночь». Один за другим, военные Ил-76, в строгом соответствии с плановой таблицей, поднимались в небо. Их долго можно было видеть на большом расстоянии. Постепенно звук турбин стихал, очертания самолёта размывались, растворяясь в пространстве голубого неба. Воздушные корабли уходили на задания. До моего вылета оставалось немного времени. Я не спеша шёл по рулёжной дорожке к стоянке самолёта командира 1-й эскадрильи. Укрыв лицо от осеннего ветра воротником лётной куртки, размышлял. Предстоящее задание, в качестве проверяющего, было не сложным.
По существующим правилам лётной работы, каждый лётчик, через определённое время, проверялся в технике пилотирования. Вот и мне предстояло выполнить контрольный полёт с командиром эскадрильи, у которого вышли сроки проверки.
Возможность использования для защиты
бомбардировщика только одной подвижной оборонительной установки и определила
основные компоновочные особенности Ил-28. Таким образом, его проектирование
"началось с хвоста". Ил-28 создавался под экипаж из трех человек:
лётчика, штурмана и кормового стрелка-радиста. Работу летчика в крейсерском
полете предполагалось облегчить установкой автопилота. Экипаж Ил-28 размещался
в передней и задней герметизированных кабинах. Большая скорость полета Ил-28
потребовала принять специальные меры по обеспечению аварийного покидания.
Уже много лет Афганистан, в представлении всего мира, является страной постоянных войн. Эти войны, безусловно, являются следствием политики других государств, которые ввергли эту страну в бесконечную вооружённую борьбу. Стремление Советского Союза, в своё время, стабилизировать обстановку в этом регионе с помощью войск не устраивало руководителей другого лагеря и с помощью военных провокаций была развязана война. Население Афганистана всё больше втягивалось в стихию вооружённой борьбы. Боевые действия эти хорошо готовились иностранными инструкторами и технически оснащались современным оружием.
Вот если бы в авиационном полку случилась поножовщина, обвалились балконы или сгорел очередной дом, тогда бы, наверное, журналисты написали статью или сняли репортаж. В 1989 году, экипажи нашего полка работали в НРА, и на борту одного из Ил-76, нарисовали корову, сколько было крику от представителей командования. А с другой стороны, почему бы и нет? Ведь существует символика самолетов ВВС США. Мне кажется, что именно здесь тот случай, когда инициативу нужно было поддержать, и не тупо спустить сверху указания.
С 9 по 30 июня 2004 года, в соответствии с Планом подготовки Вооруженных Сил РФ на территории Российской Федерации под руководством начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерала армии Анатолия Квашнина проводятся оперативно-стратегические учения "Мобильность - 2004". Тема учения - «Подготовка и проведение межтеатровой перегруппировки войск на территорию Дальневосточного региона». В учении задействовано более 100 единиц бронетанковой и автомобильной техники, около 50 самолетов военно-транспортной авиации ВВС и Министерства транспорта России.
И тогда поэты стали разводить курей, инженеры пошли в челноки, учительницы освоили профессии уборщиц и бандерш, старушки-пенсионерки вовсе научились лететь с балконов своих квартир, проданных бандитам, а доктора наук приноровились строчить трусики из тюлевых занавесок. Народ демонстрировал волю к жизни и презрение ко всему остальному, радуя душу водкой из технического спирта и тело автомобилями, украденными во всей Европе. Пошла эпоха первоначального накопления капитала, дикого, как дикое мясо, как посвист разбойничка, как камышовый (бойцовый) кот, который жрет хозяйское во всех смыслах мясо, но не приручается. И вот молодые кандидаты наук в одной обезденежной лаборатории.
В 2000 году военные передали в муниципальную собственность 12-квартирный жилой дом, однако при этом объект оказался настолько засекречен, что в реестре городской недвижимости до сих пор не значится. Раз на бумаге нет, а по факту есть, то привидением его, вроде бы, не назовешь. Но признаки призрака всё же имеются. Пугает людей! Особенно в непогоду. Поскрипывает, хлопает дверьми, даже чуточку играет стенами. Будто мечтает однажды сорваться с места и улететь куда-то вслед за авиаполком, выведенным по какой-то стратегической надобности экс-министром обороны Сердюковым из Великого Новгорода.
Сегодня у нас в гостях
Илья Хохлов, старший научный сотрудник Новгородского государственного
объединённого музея-заповедника, кандидат исторических наук. На протяжении
нескольких лет он ведет
работу по истории 86-го пехотного Вильманстрандского полка.
Занимается изучением
истории гарнизонов Новгородской губернии в XIX — первой
половине XX в. В это время воинские гарнизоны располагались в г. Новгород,
Кречевицких, Муравьёвских, Селищенских казармах, с. Грузино, Аракчеевских
казармах, с. Медведь, г. Старая Русса, г.
Боровичи.
В последнее время в СМИ стали
появляться новости о намерении новгородских властей возродить в области малую
авиацию. Между тем, своя авиация и авиаторы в Новгороде появились около века
назад. Тогда же, в 1913 г., в Новгороде появился первый самолёт, носивший имя
города.