В последнее время в СМИ стали появляться новости о намерении новгородских властей возродить в области малую авиацию. Между тем, своя авиация и авиаторы в Новгороде появились около века назад. Тогда же, в 1913 г., в Новгороде появился первый самолёт, носивший имя города.
В 1908 г. в Петербурге основали
Всероссийский аэроклуб, который должен был «содействовать развитию
воздухоплавания в России во всех его формах и применениях, преимущественно
научно-технических, военных и спортивных». В следующем году покровителем
аэроклуба стал царь, и клуб, превратившись в Императорский, вошел в
Международную авиационную федерацию. В 1910 г. в Гатчине была открыта
авиационная школа аэроклуба. Вскоре отделы аэроклуба стали открываться в разных
городах империи. Активное участие в их создании принимали офицеры армии. Не был
исключением и Новгород. 25 мая 1911 г. по инициативе командира
расквартированного в городе 85-го пехотного Выборгского полка полковника М.Н.
Леонтьева и под председательством начальника 22-й пехотной дивизии
генерал-лейтенанта В.А. Олохова в офицерском собрании состоялось учредительное
собрание Новгородского отдела Императорского всероссийского аэроклуба. Членами
отдела в этот день стали новгородский губернатор В.А. Лопухин, губернский
предводитель дворянства князь П.П. Голицын, городской голова А.А. Соловьёв,
несколько высокопоставленных военных чинов и 26 офицеров. Отдел должен был
способствовать развитию научных знаний в области воздухоплавания, устраивать
экскурсии, полёты, состязания, публичные лекции, чтения, выставки, поддерживать
специализированные периодические издания, способствовать применению фотографии
и развитию голубиной и других видов почты (в связи с воздухоплаванием). Одна из
важных задач – содействие «образованию особого кадра
специалистов-воздухоплавателей для нужд военного времени». Первый вклад отдела
в развитие русской авиации – участие в организации авиаперелёта Санкт-Петербург
– Москва летом 1911 г. Этот перелёт по маршруту Санкт-Петербург – Тосно –
Чудово – Новгород – Крестцы – Валдай – Вышний Волочек – Торжок – Тверь – Клин –
Москва стал первым в России воздушным состязанием, проходившим вне пределов
какого-либо аэродрома. В каждом из этих пунктов была оборудована посадочная
площадка, где авиаторы могли отдохнуть и пополнить запасы топлива и масла. Для
участия в состязании записались 11 авиаторов (двое отказались от участия в
последний момент). Новгородский
пункт обслуживался офицерами 85-го пехотного Выборгского полка, членами Новгородского
отдела Императорского всероссийского аэроклуба и Спортивного общества. Площадку
для спуска аэропланов оборудовали за городом, на полковом стрельбище. Силами
полка там были построены два ангара для самолётов, выровнено поле. Полк взял на
себя охрану посадочной площадки и подъездов к ней, полковые мастерские
обеспечивали техническое обслуживание аэропланов участников перелёта. Прибытие
аэропланов ожидалось 10 июля в 5 часов утра. Невиданное доселе зрелище вызвало
огромный интерес у новгородцев. С двух часов ночи на полковом стрельбище начала
собираться публика. К утру на поле было несколько тысяч человек, прямо из
ресторана в Летнем саду прибыл не спавший всю ночь оркестр Выборгского полка –
он развлекал участников торжества по случаю 20-летия супружества одной
уважаемой в городе семейной пары. Позднее из Кречевиц подошли два эскадрона
Гвардейского запасного кавалерийского полка. В 5.30 первым в Новгороде
приземлился авиатор Макс фон Лерхе на аэроплане «Этрих». Наградой ему стала
братина, поднесённая Спортивным обществом со словами: «Примите этот скромный
подарок от новгородского спортивного кружка в память того, что вы первый
спустились с небесной высоты на новгородскую землю, которая есть колыбель
великой России». Немного передохнув и пополнив запасы топлива, лётчик взлетел,
чтобы продолжить свой путь, однако мотор его аэроплана дал сбой и остановился.
Крылатая машина упала в топкое место, пилот получил ушибы и был отправлен в
Москву. И хотя через два-три дня последствия ушибов прошли и аэроплан был приведён
в исправность, от продолжения перелёта фон Лерхе отказался. Большой переполох вызвала аварийная
посадка С.И. Уточкина в Трубичино. Недолетев несколько вёрст до Новгорода, он
был вынужден из-за остановки двигателя сесть на шоссе. Сам авиатор при этом не
пострадал, но самолёт получил серьёзные повреждения. Горю авиатора помогли в
мастерских Выборгского полка, и на следующий день он взлетел на своём «Блерио»
с плаца у гарнизонного манежа, вернулся к месту экстренной посадки и оттуда
продолжил участие в перелёте. Однако его вновь подстерегала неудача – в деревне
Вины он потерпел аварию, получив при этом тяжёлые травмы. Во время полёта пилот
решил протереть стёкла своих лётных очков носовым платком. Держа штурвал одной
рукой, он из-за порыва ветра не справился с управлением и решил посадить
аппарат. Однако, увидев внизу овраг с рекой и боясь разбиться вместе с
аэропланом, С.И. Уточкин на лету спрыгнул вниз. Он упал в воду на дно оврага и
получил переломы ноги и ключицы и тяжёлые ушибы груди. Итоги перелёта оказались
не слишком удачными: из девяти стартовавших авиаторов Москвы сумел достичь лишь
один. Двое получили тяжёлые увечья в катастрофах, один пассажир погиб. Однако
это был полезный опыт в деле организации подобных соревнований. По словам С.И.
Уточкина, новгородские организаторы справились со своей задачей успешно: «Когда
я спустился в 7 верстах от Новгорода, через минуту я имел перед собой, кроме
прочих, докторский автомобиль с кислородом и прочими медикаментами, нашёл
полную широкую помощь со стороны гг. офицеров, имевших по всей линии перелёта
дежурство, оборудованное организационным комитетом. Через 2 минуты после
остановки благодаря удивительной организации всего дела я имел возможность
заказать необходимые мне сломанные части в Петербурге, а через полчаса имел
ответ, что всё готово и части высланы. Этап «Новгород» я нашёл великолепно
обставленным: к услугам авиаторов имелось два ангара с достаточным количеством
бензина и масла и с огромным комплектом солдат в качестве прислуги. В Новгороде,
кроме прекрасно устроенной медицинской помощи, авиаторы имели помещение для
отдыха и широкую возможность подкрепиться». Однако собственные полёты у
новгородских авиаторов были ещё впереди. Они планировали организовать кружок
«для обучения авиатике», для чего собирались приобрести планер, а если позволят
средства, то и аэроплан. В итоге в июле 1913 г. в мастерских аэроклуба в
Петербурге завершалась постройка аэроплана для Новгородского отдела. Это была
улучшенная копия самолета «Фарман-IV» с двигателем «Гном» в 50 л.с., с нижним
крылом уменьшенного размаха, с двусторонней обшивкой крыльев и оперения.
Строительством его занимался командированный в авиашколу штабс-капитан
Выборгского полка Леонид Евгеньевич Вамелкин – частью на собственные средства,
частью на выданную аэроклубом субсидию в 2 тыс. руб. Новому аэроплану присвоили
имя «Великий Новгород». Комиссия, принимавшая аэроплан, после нескольких
удачных полётов, совершённых Л.Е. Вамелкиным, «пришла к убеждению, что его
постройка блестяще выполнена и что аэроплан безукоризненно функционирует и в
своих конструктивных деталях не отличается от аэропланов, пригодность которых
вполне признана всеми выдающимися лётчиками».
Однако для совершения полётов и
для организации школы, где можно было бы готовить пилотов, мало было иметь
самолёт – нужен был аэродром. Этот вопрос удалось решить лишь в 1914 г. Для
этой цели отдел решил приобрести участок земли рядом с железнодорожным депо.
Однако крестьяне, владевшие находившимися там участками, категорически
отказались их продать. В результате переговоров удалось достичь компромисса:
две крестьянки сдали отделу свои участки в аренду, однако любители
воздухоплавания не исключали возможность со временем «возбудить ходатайство о
принудительном отчуждении земли». Первый новгородский аэродром, таким образом,
находился рядом с тогдашним железнодорожным вокзалом, то есть примерно между
нынешним вокзалом и улицей Германа. Важнейшую роль в развитии новгородской
авиации сыграл упомянутый выше Л.Е. Вамелкин. Леонид Евгеньевич родился в 1882
г. в Новгородской губернии. Поступив на военную службу вольноопределяющимся в
85-й пехотный Выборгский полк, он в 1904 г. был произведён в подпоручики. В
1912 г. Л.Е. Вамелкин окончил школу при аэроклубе в столице и получил диплом
пилота, став первым новгородским лётчиком. Принимая активное участие в жизни
Новгородского отдела аэроклуба, он был секретарём президиума его совета,
товарищем председателя Спортивного комитета и начальником аэродрома. Л.Е.
Вамелкин увлекался не только авиацией, но и лыжным спортом, активно
развивавшимся в Выборгском полку. Он был автором книги «Лыжные отряды: Проект
наставления для обучения войск действию на лыжах», изданной в Новгороде в 1912
г. В начале Первой мировой войны он сражался с неприятелем в составе родного полка,
заслужив две почётные награды – Георгиевское оружие («за то, что командуя 12-ю
разведчиками 18 февраля 1915 г. в районе Витыне-Сестржанка захватил с боя в
плен 18 германцев») и орден святого Георгия 4-й ст., а также другие боевые
награды. Уже во время войны он перевёлся в авиацию. В чине подполковника
командовал 2-м артиллерийским авиаотрядом, занимавшимся корректировкой
артиллерийской стрельбы. Погиб отважный новгородский авиатор в 1917 г.,
разбившись из-за отказа двигателя в районе Семя Бажановцы. Его останки
похоронены в Новгороде, на кладбище Духова монастыря. При ликвидации некрополя
в 1930 г. обсуждался вопрос о судьбе его могилы, однако какое было принято
решение, к сожалению, неизвестно. Имя первого новгородского авиатора оказалось
незаслуженно забытым. 12 августа 1912 года был издан
приказ № 397 Военного ведомства России, который ввел в действие Штат
воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. С тех пор 12
августа считается днем создания военной авиации России. Согласно Указу
Президента Российской Федерации «Об установлении Дня Военно-Воздушных Сил» от
29 августа 1997 года № 949 12 августа в России отмечается День Военно-Воздушных
Сил. Илья
ХОХЛОВ
|