После окончания лётного училища я, в качестве помощника командира корабля Ан-12, был назначен в 110 авиационный полк, который располагался в небольшом посёлке Кречевицы под В.Новгородом.
В экипаже заместителя командира эскадрильи майора Веселова Владимира Ивановича началась моя военная служба.
Владимир Иванович, по своей должности, отвечал за формирование экипажей эскадрильи, следовательно, его экипаж был укомплектован лучшими специалистами.
Штурман майор Кошелев С.И. был участником ВОВ. Несмотря на свой возраст, он активно занимался спортом, купался зимой, участвовал во всех спортивных соревнованиях.
Не менее примечательны были все другие члены экипажа. Это были лучшие специалисты своего дела.
Особенно колоритна была фигура старшего техника самолёта, старшего лейтенанта Ильина Геннадия Михайловича.
Геннадий Михайлович начинал свою воинскую службу под опекой технического персонала авиаторов - фронтовиков. Вот и унаследовал он все их традиции, которым безоговорочно следовал сам и требовал это от нас.
Старший техник самолёта отвечал за наземное обслуживание самолёта. На земле, все члены экипажа работали под руководством Геннадия Михайловича.
После полётов, производили укрытие самолёта чехлами, зимой расчищали стоянку от снега, в парковые дни занимались помывкой корабля, производили проверку отдельных узлов и агрегатов. Мне, как самому молодому, иногда, поручалась самая неудобная часть работы - помывка нижней части фюзеляжа, наиболее трудного участка для работы. Так прививалась, по его мнению, любовь молодёжи к своему лайнеру.
Геннадий Михайлович на аэродроме всегда был одет в старый поношенный комбинезон, но всегда чистый и выглаженный.
Мне казалось, что он постоянно жил около самолёта. Его фигуру всегда можно было увидеть рядом с контейнером, где хранилось наземное оборудование самолёта. Это было его хозяйство.
В подчинении у старшего техника находились авиационные механики. Все они называли себя "технотой", гордились этим званием и самой большой своей обязанностью считали обеспечение боеготовности своего воздушного корабля.
Эта обязанность предполагала, что самолёт, вернувшийся из полёта, должен быть обслужен в полном объёме, заправлен, устранены все неисправности и, несмотря на снег, мороз, гололёд и другие каверзы природы, - снова готов к вылету в любое время. Вот и тянулся рабочий день этих специалистов в безразмерности дня, заканчивался, иногда, под утро, после проверки всех систем.
Геннадий Михайлович в доскональности знал конструкцию самолёта. Часто, перед сезонными зачётами по авиационной технике, я обращался к его помощи. Зачеты лётный состав сдавал инженерам, которые были не прочь поставить в трудное положение молодых лётчиков с дипломами "лётчик - инженер". Вопросы по командно - топливному агрегату (КТА) Ан-12 были любимыми "сюрпризами" для новичков. Недаром говорилось: "Кто не знает КТА - тот не служит в ВТА". Геннадий Иванович кропотливо объяснял нам, как рычаги управления двигателями изменяют угол установки воздушных винтов.
В постоянных полётах, заданиях и учениях шли годы нашей совместной службы.
Ильин Г.М. закончил заочно академию им. Жуковского. Прошёл должности инженера отряда, эскадрильи, стал старшим инженером полка. Вскоре, ему было присвоено воинское звание "подполковник".
В 1976 году наступил новый этап в жизни полка. На смену Ан-12 в военно-транспортную авиацию шёл самолёт Ил-76. Полк приступил к переучиванию.
Геннадий Михайлович, среди первых, изучил конструкцию нового военно - транспортного самолёта на авиационном заводе в Ташкенте.
Под его руководством началось переучивание лётного состава.
Лекции по конструкции самолёта всегда были наполнены рисунками, схемами, фотографиями различных систем. Конспекты этих занятий стали настоящими справочниками для всего лётного состава полка на многие годы.
Были у нашего инженера и свои слабости. Не прочь был он, после завершения лётной смены полка, отметить это событие за рюмкой "авиационного ликёра". Не раз, пришлось вести с ним серьёзный мужской разговор на эту тему. К счастью, эти разговоры ему пошли на пользу. Он, до конца своей жизни, исключил употребление спиртных напитков.
Новый самолёт Ил-76 значительно повышал возможности ВТА. Возрастала и ответственность инженерных служб за обеспечения надёжности и боеготовности воздушных кораблей.
С учётом опыта, Геннадий Михайлович был назначен на должность инженера в управление 6 гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии(г.Кривой Рог).
Постоянные полёты, учения, десантирования воздушных десантов, - стали привычной работой для экипажей.
Однажды, на крупных учениях, проводимых Министром Обороны СССР, мой экипаж, в составе большой группы самолётов, принимал участие в десантировании воздушного десанта.
Выполнив загрузку боевой техники и личного состава, мы ждали команду для запуска двигателей. Все самолёты выстроились в ряд на рулёжной дорожке аэродрома.
Где то далеко, на просторах учебных полигонов, шло ожесточённое учебное "сражение". Там, для развития наступления, одной из воюющих сторон, требовалась поддержка десантных войск. Доставить этих десантников на поле боя, точно в заданное время, предстояло нашему полку.
Сигнал на запуск двигателей поступил по радио. Ведущий группы, командир полка, запустив двигатели, сразу начал взлёт. Вся колонна самолётов пришла в движение к месту старта. Я тоже дал команду на запуск.
Первый двигатель уверенно набрал обороты и вышел на режим "малого газа".
Второй двигатель, неожиданно, "завис", воспламенение горючей смеси не произошло, двигатель не запустился.
Между тем, через каждые 2 минуты, очередной воздушный корабль уходил в небо. Очередь медленно приближалась к нам.
Быстро начали запускать следующие двигатели.
Третий и четвёртый - уже запускали в ходе общего продвижения к стартовой позиции. Двигатели благополучно вышли на рабочий режим.
Всего, несколько самолётов, впереди, отделяли нас от исполнительного старта, но второй двигатель, снова, не запустился.
Я вынужденно доложил руководителю полётов:
-"Икорка!" Я 225-й. Не запускается второй двигатель.
Не простое решение должны были принять на командном пункте. С учётом важности учений, при нахождении на моём борту командования подразделений ВДВ, задержка с вылетом, осложняла все действия десанта.
Я понимал всю важность моего вылета и стал готовиться к взлёту на трёх работающих двигателях. Вместе с помощником, быстро, подготовили расчёты. Взлёт загруженного самолёта, при таких условиях, с трудом вписывался в размеры взлётной полосы.
Понимали это и в руководстве полётами. К самолёту срочно подкатил УАЗик старшего инженера. Я получил команду:
-225-й. Откройте дверь. К вам едет инженер.
Вскоре, в кабину протиснулась знакомая фигура подполковника Ильина Г.М.
-Выручай Михалыч!- обратился я к нему, - Не выходит на режим второй двигатель.
Продолжая плавное движение в общей колонне самолётов, начинаем снова запускать капризный движок.
Он, по - прежнему, "зависает" на оборотах стартёра. До взлёта остаётся несколько минут.
Оценив ситуацию, Геннадий Михайлович, сорвал контровку кнопки "запуск в воздухе" и принудительно, этой кнопкой, зажёг горючую смесь в двигателе.
Турбина, вначале неохотно, потом всё быстрее набирает обороты, растёт температура, двигатель выходит на рабочие обороты.
Есть! Двигатели запущены! Параметры в норме!
-"Икорка!" 225-й. К взлёту готов!
Уже на взлётной полосе Геннадий Михайлович покинул самолёт, отбежал в сторону и отдал честь нашему кораблю. Мигнув фарами, я поблагодарил его за помощь.
-Взлётный режим!
Своё задание полк выполнил на отлично. Все экипажи успешно десантировали подразделения ВДВ и получили благодарность командования.
Я же, с благодарностью к Геннадию Михайловичу, вспоминаю это событие до сих пор.
Вспомнил я этот случай и тогда, когда провожали Геннадия Михайловича на заслуженный отдых, как военного пенсионера. Я искренне поблагодарил его за огромный вклад в общую нашу работу.
Трогательно Геннадий Михайлович прощался с аэродромом и его самолётами.
Его друзья, потом, мне рассказали:
Рано утром, когда на аэродроме ещё не было людей, Геннадий Михайлович подошёл к самолёту, обнял его переднюю стойку, долго стоял так. Потом он обошёл вокруг самолёта, теплом ладони касаясь белого корпуса, присел на бруствер и долго сидел так, прощаясь со своим воздушным кораблём, которому была посвящена вся его жизнь.
Ныне, уже давно закончился жизненный путь этого человека. Недавно, в Кривом Роге открыли памятник "Авиаторам Криворожья". Этот памятник стал символом таких людей, которые всю свою жизнь служили авиации.
Мы помним о них и храним в памяти их беззаветное служение Отечеству.
|