Подполковник Кузнецов Евгений Александрович, военный летчик первого класса - командир отряда. Евгений Александрович Кузнецов родился 25 февраля 1945 года в городе Кировограде, в 1967 году закончил БВВАУЛ. После распределения попал в 334 ВТАП г. Псков, с 1972 года в 110-м ВТАП Кречевицы. В 1992 году уволен из рядов ВС. Один из лучших летчиков нашего полка.
Без права на ошибку В 1976 году наш полк переучился на самолет Ил-76, это прекрасный самолет, он прощает летчикам многое, обладает отличной управляемостью, и надежной системой электроснабжения. Осваивание самолета происходило достаточно сложно, тренажеров не было, самолетов тоже нехватало, и самое главное опыта эксплуатации было недостаточно. В этот период времени в РЛЭ про безбустерный режим" не было и слова, считалось, что управлять в таком режиме - нереально. Лишь позже, в конце 70-х, благодаря командиру отряда нашего полка Анатолию Соболеву, появится рекомендации по действиям экипажа при отказе бустеров. В июле 1978 года в нашем полку проходила очередная летная смена, полеты в боевых порядках, маршрут 1 час 30 до цели, сбор на петле, боевой порядок полка. Руководителем полетов был подполковник Свеколкин, а я заступил на дежурство в качестве помощника руководителя полетов на СКП. Погода благоприятствовала выполнению полетов, облачность 3-5 баллов, курс посадки 215 градусов. При дневном вылете полка, у ведущего командира отряда Анатолия Соболева, в наборе высоты разрядились аккумуляторные батареи и самолет обесточился. Причиной тому послужили действия бортового радиста прапорщика Никитина, надо сказать обладал он недостаточным опытом полетов, не поставил на борт ВУ, ну и естественно, поэтому через 30 минут полета произошел отказ основных систем самолета, в том числе и отказ бустеров. Экипаж Анатолия Соболева попал в довольно сложную обстановку, на обесточенном самолете с отказавшими бустерами, без связи. Надо было спасать самолет, экипаж и еще на борту были парашютисты КДО, у него не было права на ошибку. Я прослушивал радиообмен, и слышал как долго вызывали Соболева, а он не отвечал, обстановка накалялась. Анатолию Пекшину дал команду ведущий боевого порядка Черкасов Юрий Тимофеевич следовать за Соболевым, вот он и сообразил, что на борту у Соболева что-то произошло (связи нет, профиль полета меняет). Я понял, что они будут заходить на посадку, смотрю Соболев четко идет, держит курс и глиссаду, но что-то довольно быстро, чуть с перелетом сел, и выкатился на 170 метров за полосу. Пока вытаскивали самолет Соболева, остальные экипажи находящиеся в воздухе, отправили на запасной аэродром, грунт сами знаете какой у нас, кругом болото, вообщем каким-то военным тягачом его вытащили и ВВП освободили. Потом мы уже узнали, что он садился без бустеров.
На фото: Слева Гребёлкин Виталий Алексеевич, справа Кузнецов Евгений Александрович
Когда мы осваивали самолет, то при выполнении контрольных полетов в зоне пилотирования, по команде инструктора отключаешь бустера и пробуешь управлять самолетом, штурвал неподвижный, и нужны огромные усилия и сноровка что бы управлять таким большим самолетом как Ил-76 в безбустерном режиме.
Считаю, что Анатолий Соболев молодец, наверное все же нужно было его наградить. Но следует добавить, что у него были определенные проблемы с экипажем, не все у нас трезвенники, и ему это ставилось в вину, мол не справляется с воспитанием экипажа и скорее всего командование решило, по этой причине Соболева не награждать, ну и радист - прапорщик Никитин, если бы сразу признался, кто знает, как бы с ними тогда поступили.
Евгений Кузнецов
2 марта 2010 год
|