Мне было уже 24 года, когда я окончил Оренбургское летное училище и стал летчиком-истребителем. А до этого жизнь складывалась так, что пришлось испытать разное. Почему я так долго шел к полетам. Окончив летное училище в 1938 году, получил первое назначение в строевую часть в Кречевицы, в отдельную эскадрилью истребителей и был назначен командиром звена. Через месяц эскадрилья получила самолеты И-15 БИС, но не на ходу, а разобранные в ящиках, которые необходимо было сначала собрать и затем полностью облетать. Это было хорошая школа, познания материальной части и ускорила ввод вы строй летчиков. После подготовки самолетов, мы начали интенсивные полеты по всему (КБП) курсу боевой подготовки. Осваивали пилотаж, стрельбы, бомбометание и особенно полеты на малых и предельно-малых высотах. Опыт полетов, на которых очень пригодился в Финляндии. Командовал эскадрильей капитан Тарасов, который уже имел опыт боев в Китае, но он в одном из полетов по неизвестным причинам не смог вывести самолет из штопора и погиб. После него командиром эскадрильи стал капитан Елагин. Мы много и успешно летали, видимо обстановка требовала быстрейшего освоения самолетов и к августу 1938 года, эскадрилья была подготовлена полностью. В этом месяце мы перебазировались на аэродром Бесовец, под Петрозаводском. Здесь мы оказались практически в лагерных условиях, потому, что готов был только аэродром (полоса и ни одной постройки). Мы провели здесь примерно месяц и судьба нас опять свела с Кречевицами, правда пролетом, так как нас перебазировали на Запад в предположении, что будут военные действия в Польской республике, в связи с нападением на нас немецкой армии.
Однако мы простояли там, на границе, так и не вступив в бой, и были вынуждены, вернутся на свое направление, только теперь уже на аэродром Нурголицы восточнее Ладожского озера. Здесь 30 ноября 1939 года мы вступили в войну с Финляндией. Но это был уже другой период истории не связанной с работой и жизнью в Кречевицах. Кречевицы! Не знаю как сейчас (так как в Кречевицах больше быть не приходилось), но в 1939 году это был замечательный городок, с благоустроенными многоэтажными домами, стадионом, прекрасным домом офицеров, замечательной столовой и магазинами. Фактически, это была полноценная городская жизнь, поэтому ехать в Новгород можно было только из праздного любопытства. В основном жизнь в городке была такова, что все, что необходимо было под рукой. Да и отлучатся, в город, времени не было, работа занимала все время, так что развлекаться было некогда. Все же самое мое любимое развлечение были поездки на лодках байдарках по Волхову, по его многочисленным протокам - там действительно была необыкновенно красиво.
Такие поездки мы совершали как правило в выходные. Целые дни проводили на воде. Кречевицы, где бы я не был, в каких бы гарнизонах не служил, но о Кречевицах останется самые особенные и теплые воспоминания.
ЕФРЕМОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Отлично выполнил Василий ответственное задание по освоению первых реактивных самолетов - Як-15 и МиГ-9. Именно он в числе других прославленных летчиков впервые в мире демонстрировал на воздушном параде в Тушино в 1947 и 1948 годах целым звеном в составе пяти реактивных самолетов фигуры высшего пилотажа. Пятеркой командовал генерал Е.Я. Савицкий. Родился 1 марта 1914 года в Оренбурге, в семье служащего. Отец - Ефремов Василий Федорович (1884 - 1932). Мать - Ефремова Анна Ивановна (1884 - 1967). Супруга - Ефремова Любовь Павловна (1921 - 2000). Чтобы получить среднее образование - в 20-х годах это была восьмилетка, - Васе Ефремову пришлось учиться в трех школах: в селе Сорочинское, в городах Самаре и Ош. В последний семья переехала в 1927 году. После окончания 8-го класса мальчик в неполные 15 лет пошел работать в систему водного хозяйства Средней Азии. Должность ему дали - гидрометр. В его обязанности входило измерение уровня воды в реках на Памире, определение скорости течения, предупреждение о возможных наводнениях, паводках. Изъездил он тогда все республики Средней Азии, месяцами один жил в горах Памира. Всякое пришлось испытать в сложнейших горных условиях. Именно тут возмужал юноша, набрался сил и храбрости, которые потом очень пригодились в жизни. В 1932 году судьба забросила Васю в Ташкент. Здесь он поступил работать на механический завод имени Коминтерна учеником токаря. За четыре года вырос до токаря 6-го разряда, учился на рабфаке. В числе первых он откликнулся на призыв к молодежи в 1936 году идти в авиацию. Ефремов стал курсантом Оренбургской авиационной школы летчиков. С огромным увлечением изучал истребитель И-16, осваивал технику пилотирования. Осенью 1938 года сдал выпускные экзамены, стал летчиком-истребителем. Ему присвоили звание младшего лейтенанта. Так Василий стал авиатором, на многие десятилетия связав свою судьбу с небом. Молодого командира направили в авиагарнизон в Кречевицы, что под Новгородом, в отдельную авиаэскадрилью капитана Тарасова. Сразу назначили командиром звена. Осенью 1939 года эскадрилью перебросили в Карелию, в местечко Бесовец. Прилетели туда - и ахнули: кругом голое поле! Ни одного строения рядом. Утром пришли летчики к самолетам, а по ним белки бегают. И смешно, и грустно. Постепенно все устроилось: и аэродром оборудовали, и с жильем уладили. 30 ноября 1939 года войскам Ленинградского военного округа был отдан приказ: отбросить финляндские войска от северной столицы. Две авиаэскадрильи объединили в одну группу под командованием капитана Ткаченко с размещением на озере близ Петрозаводска. Это место стало их аэродромом. Отсюда и начали действовать истребители. На вооружении эскадрилья имела многоцелевые самолеты И-15. Они позволяли производить бомбежку и штурмовку объектов, вести воздушный бой. На первое задание группу повел капитан Ткаченко. Перед ней стояла задача - нанести удар по кораблям в порту Сортавала. Четыре захода сделала группа, сбросила все бомбы, расстреляла весь боезапас и только тогда повернула обратно. Вражеские зенитки вели плотный огонь, однако группа вернулась без потерь. Росло мастерство пилотов. Быстрее всех постигал искусство боя Василий Ефремов. Он успешно выполнял самые различные задания. Особенно проявил себя в разведке. Никто не добывал лучше его и больше его ценных данных о противнике. Он отлично ориентировался на местности. Многие летчики блуждали, опасались, особенно в одиночку, лететь на задание. А Ефремов не опасался. За советско-финляндскую войну он совершил 114 боевых вылетов, установив своеобразный рекорд. Никто из советских летчиков, действовавших там, даже не приблизился к этому числу. Во время одного из разведывательных полетов Василий обратил внимание на странный объект: с разных сторон к нему ведут дороги, а дальше не продолжаются. Загадка. По возвращении он доложил об этом командиру. По его приказу на подозрительный объект вылетело два звена. Обстреляли его из пушек и пулеметов. Финны ответили огнем зениток. В третий раз повел Василий на эту цель группу средних бомбардировщиков. После первого же сброса бомб на земле раздались мощнейшие взрывы. Стало ясно: Ефремов обнаружил вражеский склад с боеприпасами. Наши бомбардировщики не оставили от него камня на камне. За блестяще выполненное задание по уничтожению склада Василий получил первую награду - медаль "За отвагу". Она для него и теперь одна из самых дорогих. Однажды на группу Ефремова навалились финские истребители "Глостер-бульдог". Через минуту к ним присоединились два "Фоккера-Д-21". Пришлось принять бой. Младший лейтенант Ефремов резко набрал высоту и оказался над "фоккерами". На большой скорости он зашел в хвост одному и меткой очередью сбил его. Второй уклонился от схватки и ретировался. За ним повернули назад и "глостеры". Так Василий открыл счет сбитым вражеским самолетам. За первым сбитым последовал второй, третий... Всего в советско-финляндской войне Ефремов сбил 7 самолетов противника. В Великую Отечественную войну младший лейтенант Ефремов вступил закаленным бойцом, с солидным боевым опытом за плечами. Был он в то время заместителем командира эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка. Командовал полком майор Вихров, прошедший боевую школу на Халхин-Голе. В глазах молодых летчиков, особенно необстрелянных, оба они - и Ефремов, и Вихров - были асами. И не их вина, что в первый день войны полк потерял почти всю материальную часть. Ранним утром 22 июня фашистские самолеты налетели на беззащитный аэродром у города Заблудов и учинили разгром. В воздух сумели подняться только майор Вихров и младший лейтенант Ефремов. Отчаянными атаками они сковали действия немецких стервятников и этим ослабили удар. Полк фактически оказался небоеспособным. В Орле его пополнили личным составом, самолетами ЛаГГ-3 и направили под Ржев, где развернулось жестокое сражение как на земле, так и в воздухе. Без промедления часть вступила в бой. Тон в схватках с врагом задавал лейтенант Ефремов. Он, казалось, постоянно находился в небе, готовый в любую минуту сразиться с врагом. Василий летал на разведку, водил группы (с октября 1941 года он уже командовал эскадрильей) на штурмовку вражеских аэродромов, скоплений войск, сопровождал на задание бомбардировщики. Очень часто во время этих вылетов приходилось вступать в схватку с немецкими истребителями. В конце марта 1942 года командир полка (в декабре 1941 года полк стал 52-м гвардейским) майор Беркаль поставил старшему лейтенанту Ефремову задачу: прикрыть действия сухопутных войск в районе населенного пункта Селижарово. В группу помимо Ефремова вошли летчики Ф. Дахов, Б. Журин, И. Лавейкин, П. Песков. При подходе к переднему краю Василий неожиданно увидел идущую им навстречу большую группу фашистских самолетов: 12 бомбардировщиков и 18 истребителей. Требовалось любой ценой преградить им путь. Сделать это могла только группа Ефремова. Василий не колеблясь вступил в схватку. Он разделил группу на две части. Пара Дахов - Журин ринулась на бомбардировщиков, а тройка во главе с комэском атаковала истребители противника. Главная ее цель - не позволить "мессерам" напасть на нашу пару, дерущуюся с бомбардировщиками. План блестяще удался. Советские соколы сбили три вражеских истребителя, два из них - лично Ефремов, и два бомбардировщика. Два горящих "мессера" ушли с поля боя. Фашисты, побросав бомбы на головы своих войск, повернули обратно. Невероятная победа! Пять советских летчиков одолели тридцать немецких! Спустя месяц после этого боя Василию было присвоено звание Героя Советского Союза. В жестоких сражениях полк нес потери в людях и технике. Судьба хранила Ефремова: в 274 боевых вылетах он лишь один раз был ранен в ноги. А всего за время двух войн Василий Васильевич совершил более 400 боевых вылетов, уничтожил лично 19 самолетов врага. В декабре 1942 года капитана Ефремова отозвали с фронта и назначили старшим инспектором боевой подготовки Главного штаба ВВС. Ему поручили формировать авиационные полки для действующей армии. Он справился с этой задачей успешно. Отлично выполнил Василий ответственное задание по освоению первых реактивных самолетов - Як-15 и МиГ-9. Именно он в числе других прославленных летчиков впервые в мире демонстрировал на воздушном параде в Тушино в 1947 и 1948 годах целым звеном в составе пяти реактивных самолетов фигуры высшего пилотажа. Пятеркой командовал генерал Е.Я. Савицкий. В отставку Василий Васильевич вышел в 1971 году. Потом 11 лет работал заместителем начальника управления на Гостелерадио. С 1982 года - на пенсии. Но он не заточил себя в четырех стенах, а ведет активную патриотическую работу с молодежью. Герой Советского Союза В. В. Ефремов награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, почти 30 медалями.
|