ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРГАН НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
АВГУСТ 1978 ГОД 9 СРЕДА № 183 ЦЕНА 20 КОП
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ
Командир отличной эскадрильи военный летчик 1-го класса майор Геннадий Кочергин за высокие показатели в боевой и политической подготовке награжден орденом Красной Звезды. Личный состав этой эскадрильи уверенно лидирует в социалистическом соревновании. Днем и ночью, а любых, самых сложных погодных условиях авиаторы с высокой оценкой выполняют полетные задания.
На снимке: командир эскадрильи майор Г. КОЧЕРГИН (слева) и
штурман эскадрильи майор И. БОЛЬШАКОВ уточняют маршрут.
Опустив концы тяжелых крыльев, самолеты отдыхают у кромки рулежной дорожки. Взлетаем первыми, и из иллюминатора на разбеге я успеваю увидеть, как высокий комэск подполковник Геннадий Кочергин жестикулирует в кругу командиров экипажей эскадрильи. Им еще предстоит идти за десантом, а мы прямым курсом - на площадку десантирования. На месте командира корабля заслуженный военный летчик СССР генерал-майор авиации М. Заика, заместитель командующего военно-транспортной авиацией, на месте штурмана - заслуженный военный штурман СССР генерал-майор авиации В. Удальцов, главный штурман ВТА. В военно-транспортной, как, впрочем, и в других видах авиации ВВС, часто можно увидеть того или иного начальника за штурвалом. Кстати сказать, и командующий ВТА - заслуженный военный летчик СССР генерал-полковник авиации Г. Пакилев летает на всех типах военно-транспортных самолетов.
Погода сложная. Облачность над аэродромом, будто многослойный пирог. Пробили один ярус, над вами - второй, потом - третий, четвертый. И так до восьми тысяч метров. Последний уже не слой, а космы белесой вьюги над оранжевыми сугробами облаков. Яркое солнце брызжет золотом в иллюминаторы.
Ежедневно в доме на тихой московской улице, где разместился штаб военно-транспортной авиации, в конце рабочего дня проводится летучка. Что сделано за день? Что предстоит сделать завтра? Где, какие задачи выполняют соединения и части? Короткие рапорты руководителей отделов и служб штаба, доклады с мест - рисуют впечатляющую картину. Множество краснозвездных воздушных исполинов ВТА бороздят небесные просторы над Прибалтикой и Сахалином, над Украиной и енисейской тайгой, над горными кручами Памира и тундрой. Летаем всюду и садимся всюду: на бетон и на грунт, на снег и лед,- говорит генерал-майор авиации В. Удальцов.- Судите сами, у истребителей - полет в зону, на полигон. У дальних ракетоносцев – тоже. У военно-транспортной - что ни полет - то неизведанная трасса. Военно-транспортная авиация - один из видов военной авиации. Предназначена для выброски (высадки) воздушных десантов, осуществления маневра войск по воздуху, доставки вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств, эвакуации раненых и больных. Это строки из Советской военной энциклопедии. Здесь названы и основные типы самолетов ВТА - тяжелый АН-22, знаменитый "Антей", и средний - АН-12. Но всего два года прошло с момента выхода тома энциклопедии, а в оснащении ВТА уже произошли изменения. Сегодня военные летчики водят реактивные лайнеры Ил-76. Военно-транспортная авиация - самый молодой вид авиации в наших ВВС. Днем ее рождения считается первое июня 1931 года. Именно тогда был, сформировав первый опытный воздушно-десантный отряд, в состав которого вошли тяжелая бомбардировочная эскадрилья из двенадцати самолетов ТБ-3 и корпусной авиаотряд из десяти самолетов Р-5. Эскадрильи и полки тяжелых бомбардировщиков, а затем специально сформированные в сорок втором году военно-транспортные соединения, оснащенные самолетами ЛИ-2, а также особые группы Гражданского воздушного флота, преобразованные в отдельные части, в годы Великой Отечественной войны совершили около 1.700.000 самолето-вылетов на транспортировку войск и грузов в зоне боевых действий. 110 тысяч раз вылетали летчики транспортной авиации в тыл врага для помощи партизанам. Более 13 тысяч раз совершали они посадку на партизанских лесных аэродромах, а вернее - на площадках. Вчера в эскадрилье был день предполетной подготовки. Комэск Геннадий Кочергин, проверяя экипажи, сыпал вводными: - Отказал третий двигатель... В четвертом - металлическая стружка в масле... Командир корабля поворачивает к Кочергину улыбающееся лицо. Ну что вы,- говорят его глаза,- разве такое бывает? Однако тот час же спохватывается и начинает выполнять необходимые действия по вводной. Сноровисто, слаженно работают члены экипажа. Пот струится по лицам. Жарко. Щелкают тумблеры под рукой бортрадиста, орудует рычагами старший борт-техник, звучат короткие, как шифр, слова докладов... Это было вчера, а сегодня - работа в небе. Командир подает штурвал от себя. Начинаем снижение. Сейчас эскадрилья Кочергина уже в воздухе - идет за десантом. И пока мы доберемся на машинах с аэродрома до площадки десантирования, эскадрилья с десантом на борту выйдет на боевой путь. Следом за машиной Кочергина, в одной паре с ним, пойдет экипаж, которым командует военный летчик 1-го класса коммунист капитан Вячеслав Репин.
На снимке: командир корабля РЕПИН Вячеслав Юрьевич (слева)
и штурман корабля Щелкунов Александр Константинович
Это он на недавних учениях выбросил десант с отклонением от указанной точки, как говорят в военно-транспортной авиации, равным нулю. В дни минувшей войны в одной из фронтовых газет была напечатана заметка «Братья Репины». В ней рассказывалось о том, как пятеро Репиных - Юрий, Борис, Константин, Владимир и Николай защищали Отчизну от фашистов. Вячеслав не раз доставал пожелтевшую от времени заметку из шкатулки деда - старого подмосковного железнодорожника Николая Васильевича Репина. Мальчуган со школьной скамьи решил стать летчиком, как дядя Боря и дядя Костя. Мечта Вячеслава Юрьевича сбылась. Он окончил училище в Балашове и вот уже сколько лет бороздит пятый океан на крыльях военно - транспортной. Летал на всех типах самолетов. Сейчас переучился на Ил-76. Смотрю на часы: сейчас эскадрилья Кочергина принимает десант. Представляю, как крылатые пехотинцы быстрой цепочкой следуют в чрево машин, усаживаются в четыре ряда: два по центру, два - вдоль бортов. Пройдет еще несколько минут, и эскадрилья устремится к площадке десантирования. У тех, кто сидит с парашютами за спиной в салоне, свои думы и заботы; у экипажа - боевая работа. Произведет необходимые расчеты штурман старший лейтенант Александр Щелкунов, заложит их в бортовую вычислительную машину, и она выдаст все необходимые данные на маршрут. Потом вспыхнет в салоне желтое табло. И борттехник скомандует: - Приготовиться! Все четыре ряда встанут со своих мест, выстроятся в шеренги. Считанные километры до «точки». Командир, помощник еще раз сверят показания приборов. Задача одна - выдержать место в строю, «прилипнуть» в паре. Три километра, два... Самолет над «точкой». Басовито завоет ревун, и в открытые двери и люк посыплются людские фигуры, над которыми вспыхнут тугие белые купола. Впрочем, это увидим только мы с площадки, а Кочергину, Репину посмотреть назад будет некогда. Совершив маневр, они уйдут с набором высоты и скроются в облаках. Десять лет назад молодой летчик-инженер пришел в часть по окончании высшего училища. Комэск подполковник Ю. Урядов, листая личное дело симпатичного голубоглазого, с волосами цвета спелой ржи лейтенанта, рассматривая его «пятерки» в дипломе, полушутливо сказал: - Желаю вам, товарищ Кочергин, чтобы вы в недалеком будущем вот так же принимали в свою эскадрилью молодых пилотов. А ведь все так и случилось: за десять лет Геннадий Петрович прошел в эскадрилье все ступени служебной лестницы от помощника командира корабля до комэска. Здесь, в части, товарищи принимали его в кандидаты, а затем и в члены партии. Два года назад он поступил на заочное отделение Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина и учится в ней успешно. У военно-транспортной авиации нет покрышкинской и кожедубовской боевой славы, она ее летала бомбить Берлин, не сбивала фашистских стервятников. Может, потому о ее летчиках не так много пишут? Может, потому о них не сложили песен и стихов? Верю, что это упущение будет исправлено. Потому что в ВТА, как и во всей нашей авиации, служат люди героические, настоящие воздушные работяги. В семьдесят седьмом в Сибири стояло сухое лето. Из-за низкого уровня воды в Лене, речники не сумели в навигацию завезти все необходимые грузы. Большую помощь оказали тогда воины ВТА. Крылатых краснозвездных богатырей добрым словом поминают нефтяники Тюмени, труженики сельского хозяйства, животноводы степных районов, строители. Случалось военным летчикам помогать и геологам, участникам научных экспедиций. Она многое может и многое делает, наша военно-транспортная авиация. Командир части, в которой служат Репин и Кочергин, не без гордости заметил: «ВТА теперь на космическую орбиту вышла. Вячеслав Зудов, Владимир Коваленок - наши однокашники по училищу, бывшие летчики военно-транспортной». ...Над площадкой десантирования - ветер. Не сильный, но облака разорвал. В синие окна льются потоки солнечного света. Первая пара серебристых машин заходит на «точку». Прямо над нами от самолетов отделяются грузовые платформы. Вспыхивают гроздья куполов: десантируется боевая техника, в небе становится тесно от парашютов. Первые подразделения, приземлившись, рванулись вперед.
Я, Кочергин Геннадий Петрович, родился 8 октября 1945 года в селе Покрово-Марфино Покрово-Марфинского района Тамбовской области. Моими родителями были сельские учителя. В 1959 году, я окончил 8 классов школы и поступил в Индустриальный техникум города Котовск Тамбовской области, на отделение авиационное приборостроение. Техникум закончил в декабре 1964 года с отличием. 7 января 1965 года был призван на срочную службу в Советскую армию. Срочную службу проходил в войсках ПВО страны - рядовым, в роте охраны и химической защиты в городе Кричев Могилевской области. В этом же 1965 году, поступил в Балашовское ВВАУЛ, закончил в 1969 году с отличием и золотой медалью. По окончании училища был направлен на должность помощника командира корабля в 244 втап 3 втад в поселок Кречевицы Новгородской области. В 1972 году в этом полку был назначен на должность командира корабля.
В марте 1973 года, в связи с расформированием 244 втап, переведен на должность командира корабля в 110 втап.
В сентябре 1973 года, мне была присвоена квалификация «Военный летчик 1-го класса».
В 110 втап, продвигаясь по службе, последовательно исполнял должности:
- по апрель 1974 года - командир корабля;
- по сентябрь 1975 года - командир отряда;
- по август 1977 года - заместитель командира эскадрильи;
- по апрель 1979 года - командир эскадрильи;
- по ноябрь 1979 года - заместитель командира полка по летной подготовке;
- по май 1980 года - заместитель командира полка;
- по май 1982 года - начальник штаба полка.
В 1976 поступил в Военно-Воздушную академию им. Ю. А. Гагарина заочно, и закончил ее в 1980 году с отличием. В мае 1982 года был назначен на должность командира 128 гвардейского втап 18-й гвардейской втад в г. Паневежис Литовской ССР. В феврале 1987 года назначен на должность заместителя командира 6-й гв. втад в г. Кривой Рог Украинской ССР. В декабре 1987 года назначен на должность командира 6-й гв. втад. В январе 1992 года назначен на должность начальника авиации РВСН, которую исполняю по настоящее время. В январе 1994 года мне присвоена квалификация «Военный летчик-снайпер». За период службы летал на самолетах: Л-29, Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ан-72, Ил-76. Имею общий налет около 5000 часов. В период с 1973 года по 1991 год неоднократно привлекался к выполнению полетных заданий в Египте, Сирии, Ираке, Анголе, Йемене, Алжире, Гвинее, Эфиопии, на Кипре. Выполнил 90 боевых вылетов в Афганистан. Награжден указами Президиума Верховного Совета СССР орденами:
- «Красной звезды» в 1974 году за участие в боевых действиях на Ближнем Востоке.
- «За службу Родине»-3 степени, в 1985 году за участие в боевых действиях в Афганистане.
- «За службу Родине»-2 степени в 1990 году за оказание помощи Азербайджану и Армении.
Кроме орденов награжден 11 медалями СССР и 4 медалями Республики Афганистан. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1992 года мне присвоено почетное звание «Заслуженный военный летчик Российской Федерации». Моя жена, Кочергина Алина Семеновна - медицинский работник. Мой сын, Кочергин Вадим Геннадьевич - командир эскадрильи 110 втап, в 1999 году окончил Военно-Воздушную академию им. Ю. А. Гагарина с золотой медалью. Женат. Имеет дочь. Моя дочь, Шабардина Елена Геннадьевна, окончила Академию Внешней торговли, работает менеджером в самолетостроительной корпорации МИГ в городе Москве, замужем.