Четверг, 28.03.2024, 21:08
Приветствую Вас Гость | RSS

110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Каталог файлов

Главная » Файлы » Люди, события, воспоминания

Краткие воспоминания Величанского Николая Алексеевича
01.11.2009, 12:40


Прибыл я в гарнизон Кречевицы из Ферганы, где я проходил службу в 194 гвардейском ВТАП в качестве штурмана корабля на самолете Ан-12. По состоянию здоровья в 1968 году был списан с летной работы, и по моему согласию направлен для прохождения дальнейшей службы в войсковую часть 65330 в качестве сменного руководителя посадки самолетов.


 В гарнизоне Кречевицы в 1968 году базировалось два военно-транспортных полка, было два ОБАТО, дивизион СРТО и букс отряд на самолетах Ил-28. В войсковой части 65330, которой тогда командовал подполковник Лисица, начальником штаба был майор Тимаков, принял он меня хорошо, позаботился о моем устройстве, за что большое спасибо.


В сентябре месяце 1968 года я приступил к изучению материальной части системы слепой посадки самолетов и практическому руководству посадкой самолетов в любых условиях погоды. В 1969 году меня направили на учебу в Липецк, на подготовку сменных руководителей посадки, где я в течении трех месяцев изучал технику и проходил практическую стажировку по посадке самолетов с использованием современных средств слепой посадки самолетов.


После курсов я продолжал службу в в/ч 65330 в качестве сменного руководителя посадки самолетов до 1970 года.


Коллектив сменных руководителей посадки самолетов тогда состоял из четырех человек, это были: капитан Солдатенков, капитан Дижевский, старший лейтенант Серов и я. До сих пор благодарен этим товарищам за совместную службу в в/ч 65330. В 1970 году, командир 110 ВТАП, полковник Новиков Илья Николаевич предложил мне перейти в полк в качестве начальника разведки полка, я согласился и в этой должности я прослужил до 1972 года.


В январе 1972 года  был направлен на курсы начальников штабов в город Иваново, которые окончил 01 апреля 1972 года. В этом же году был назначен на должность заместителя начальника штаба. В 1973 году приказом Командующего ВТА, я был назначен на должность начальника штаба 110 ВТАП.


В должности начальника штаба полка я прослужил до мая 1980 года. В нашем полку, на различных должностях я прослужил 10 лет, из них в должности начальника штаба около семи лет. Проводил в 1978 году на пенсию командира полка, заслуженного военного летчика, полковника Новикова И.Н. и еще два года прослужил с командиром полка - полковником Черкасовым Юрием Тимофеевичем. За годы службы в гарнизоне Кречевицы, осталось много ярких воспоминаний, особенно при службе  на должности начальника штаба полка. Я участвовал во всех вопросах жизни и деятельности личного состава полка, как в вопросах подготовки и проведения полетов, так и в вопросах гарнизонной и внутренней службы.


Очень часто вспоминаю моменты подготовки и проведение учений «Братство по оружию», «Щит-72». Эти учения мне запомнились потому, что я лично участвовал в них, выполняя обязанности начальника штаба полка. За мужество, воинскую доблесть и образцовое выполнение заданий, в ходе учений «Щит-72», полк награжден вымпелом МО СССР. Вымпел вручал полку член военного совета ВВС, генерал-полковник Мороз, в торжественной обстановке. Было общее построение всех частей гарнизона, митинг и прохождение торжественным маршем. Осенью 1973 года в сложной метеорологической обстановке экипажи полка выполняли задачу по оказанию интернациональной помощи арабским странам. На подготовку выделили 24 часа. За это время летный состав должен был подготовится к полету в Дамаск.


Тяжелая задача стояла перед техническим составом. Подготовка самолетов заключалась в следующем: необходимо было снять с самолетов пушки, закрасить звезды, а на их место нарисовать опознавательные знаки гражданской авиации. Погода была скверной, шел дождь. Под самолетными чехлами наносили знаки, включали печки и тут же сушили их. Работали всю ночь, но к утру самолеты были готовы - стояли без пушек, с гражданскими знаками. Кроме того, была дана команда весь летный состав переодеть в форму гражданского воздушного флота ГВФ, но формы на складе было только на несколько экипажей, пришлось дать команду, одевать тем кому не хватило формы ГВФ, любую гражданскую одежду, кто что имел. На построении полка, личный состав, смотрелся как какой-то партизанский отряд. Но настроение и боевой дух летных экипажей были на высоте, все ушли на задание, точно в заданное время без всяких задержек. В этом была большая заслуга командира полка, полковника Новикова Ильи Николаевича, старшего штурмана полка - подполковника Беликова Марка Григорьевича, заместителя командира полка по ИАС - подполковника Грицук Сергея Владимировича и всего участвующего личного состава полка. За высокое летное мастерство и мужество многие летчики, штурманы, бортовые техники и радисты награждены боевыми орденами и медалями. Командир полка, был награжден орденом боевого Красного Знамени.

Вспоминаю период переучивания летного состава полка на самолет Ил-76. К этому событию готовились все службы полка. Несколько экипажей начали переучивание в Витебском полку, который первый в ВТА переучился на самолеты Ил-76, а вторым за ним наш Кречевицкий полк. В сентябре 1975 года, командир полка заслуженный военный летчик, полковник Новиков Илья Николаевич и командир 1-й авиационной эскадрильи, летчик 1-го класса, подполковник Мурашов Анатолий Николаевич, - посадили первые два Ил-76 на аэродроме Кречевицы. Это день был праздником для всего личного состава гарнизона. На аэродроме был митинг, была музыка, пришли пионеры, все жители гарнизона пришли посмотреть новые самолеты. Переучивание проходило поэскадрильно.


 


Не нарушая боевой слаженности полка. В этом году полк обеспечивал два крупных войсковых учения «Весна-75», «Удар-75». Подлинной школой мужества для всего личного состава полка стала работа по оказанию интернациональной помощи республике Афганистан. В декабре 1979 года, полк подняли по тревоге, как всегда четко по плану подъема был развернут КП полка, где собрались руководители всех частей гарнизона, для получения задачи на выполнение предстоящего задания. В начале, пошли учебные телеграммы, все подумали что будет какое-то войсковое учение. Но спустя некоторое время на КП полка, пришли: боевые распоряжение, предварительное распоряжение, а потом сразу и боевой приказ, где указывались время взлета и аэродром посадки под загрузку десанта. Время на подготовку было в обрез, но экипажи подготовились, вырулили и взлетели на аэродром Витебск. Никакой предполетной подготовки, все указания экипажам, доводились на взлете, а в дальнейшем полет выполнялся в режиме полного радиомолчания. На аэродроме Витебск, пока загружали личный состав и технику ВДВ, летный состав позавтракал и произвел доподготовку к вылету на аэродром Балхаш. На аэродроме Балхаш, наши экипажи вместе с десантниками посадили в готовность к вылету на Афганистан. Так в готовности они просидели до нового года, там и встретили новый 1980 год. Оказией я им тогда отправил несколько елочек, отпраздновать новый год, они были очень рады. В 1980 году, приказом Командующего ВТА, я был назначен на должность заместителя ЗКП ВТА, в мае 1980 года распрощался с летным составом полка и убыл в распоряжение начальника ЗКП ВТА полковника Литвинцева В. П.


 


Что запомнилось, при службе в 110 ВТАП, это то что за все десять лет службы в полку, не было ни одного летного происшествия, это очень важно, что бы жены не оплакивали своих мужей, а матери сыновей. В этом большая заслуга командира полка Новикова И. Н. заместителя командира полка по ИАС подполковника Грицук С. В., который к концу моей службы в полку был назначен в дивизию, на должность старшего инженера дивизии, а на его место был назначен майор Ильин, очень толковый, грамотный всеми уважаемый инженер. Хотелось сказать несколько слов о нашем командире полка - полковнике Новикове Илье Николаевиче. За 30 лет службы в ВВС СССР, полковник Новиков И. Н., пользовался большим авторитетом у личного состава полка. За всю летную карьеру он освоил 12 типов самолетов: По-2, УТ-2, УТБ-2, ПЕ-2, Б-2б, Пи-2, ЯК-12, Ил-28, Ан-12, Ил-76. Имел общий налет более 6000 часов. За высокое летное мастерство, подготовку и воспитание личного состава, безупречное выполнение правительственных заданий, награжден орденами: Красного Знамени, Красной звезды, и более десятью медалями. С таким опытом и такими данными, он бесспорно заслуженно пользовался авторитетом. Был строг, любил дисциплину, это все сказалось на безаварийной летной работе в период его командования полком. Он многим передал летную выучку и мастерство. Илья Николаевич во многом опирался на своих заместителей, таких как Обидин, Малютенков, Дворовенко, Черкасов, Корниенко, Зименков, Аброськин, Никольский. Многие из них, в последствии стали командирами полков и дивизий. Обидин - командир дивизии, Черкасов - заместитель командира дивизии, Корниенко и Никольский командирами полка. Я знаю после меня, личный состав 110 ВТАП продолжает успешно выполнять правительственные задачи, экипажи полка проявляют высокий профессионализм и мастерство. И за это многие из них награждены высокими правительственными наградами. Двум из них указом президента РФ присвоено звание Героя России. Командиру полка полковнику Зеленову Е. А., и командиру 1аэ подполковнику Копыркину А. С.


Хочу пожелать Вам и впредь выполнять поставленные задачи только на хорошо и отлично, выполнять их так, как выполняли летчики и штурманы моего поколения, верю что школа мастерства 110 ВТАП по прежнему будет расти и совершенствоваться.


 


Величанский Н. А.

Категория: Люди, события, воспоминания | Добавил: ritaun
Просмотров: 2807 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди, события, воспоминания [76]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Друзья сайта
  • ВВВАУШ
  • 339 ВТАП
  • БВВАУЛ 70
  • Я помню
  • Сообщество uCoz
  • Лучшие сайты Рунета
  • Copyright MyCorp © 2024