Впервые украинец Григорий Новодран увидел Новгород в 1943 году. Древний город заворожил и тронул душу так, что молодой человек сказал себе: «Если жив останусь, буду жить в Новгороде».
Сегодня ветеран Великой Отечественной войны, штурман, воевавший на ИЛ-2, полковник в отставке Григорий Федосеевич Новодран готовится встретить свой 92-й год рождения. Живет один, жена умерла 13 лет назад, детей не было, племянники далеко, и по хозяйству ему помогает социальный работник. Он потерял зрение, но старается не унывать, ежедневно делает зарядку, 1000 шагов по квартире, какие-то домашние дела. А память продолжает крепко держать события военного прошлого. Он всегда хотел быть военным и после десятилетки пошел осваивать военную науку в Рязанское артиллерийское училище. Но артиллеристом так и не стал. В июне 1941 года, за 10 дней до начала войны, выпускники-артиллеристы получили приказ ехать в части. Отъезжали «по алфавиту», по 10-15 человек в день. До его буквы очередь еще не дошла, как поступил приказ провести медкомиссию выпускников лейтенантов для учебы в авиационном училище. Пять дней на сборы, и отряд молодых лейтенантов-артиллеристов из московского, рязанского и ленинградского училищ (по 50 человек из каждого) уехал в Чкаловское авиационное училище осваивать летное дело. Потом год переподготовки в запасном авиационном полку, и в июле 1943-го Григорий Новодран попадает на фронт, в Новгородскую область. – «Пешка» довела нас до аэродрома Выползово, там посадили и сказали, что здесь будет формироваться новая авиационная часть. Мы прибыли в деревню Быково Молвотицкого района на трех боевых машинах. Там уже были летчики-сталинградцы (пять экипажей на один самолет), это все, что осталось после жестоких боев. В августе нас послали на завод в Куйбышев еще за тремя самолетами, а потом последовала боевая задача. Их корректировочно-разведывательная эскадрилья подчинялась Северо-Западному фронту. Ее машины летали по оккупированным районам, собирали сведения. Это сейчас Григорий Феодосиевич знает, что его полеты на Новгород в 1944 году были подготовкой к операции по освобождению города. А тогда казалось, что получил обычное боевое задание: сфотографировать Береговые Морины, западные берега Волхова и Ильменя. Штурман Новодран сфотографировал заданный объект в 11 часов 17 января 1944 года, а к 16 часам того же дня фотопланшет уже был у командующего Волховским фронтом. – На второй день меня отправили установить продвижение советских войск. Я полетел с Быково в Береговые Морины, вижу, десант высадился, наши передовые части перерезали дорогу Новгород-Шимск. Сведения передал по радио, получил разрешение уйти домой. Позже эскадрилья принимала участие в освобождении всех захваченных фашистами районов области: Старорусского, Шимского, Новгородского, Холмского. – В нашей эскадрилье было 10 экипажей, или 20 человек. Хочу назвать их поименно, – говорит ветеран. – Это пять экипажей «сталинградцев»: командир эскадрильи подполковник Королев, заместитель командира капитан Виктор Верхоланцев, штурман эскадрильи Герой Советского Союза Иван Кобылянский, заместитель командира Григорий Андреевич Удовиченко, штурман майор Тишевский, старший лейтенант Михаил Сендуханзе, штурман Николай Лагода, капитан Трофимов, старший лейтенант Труш. К ним на пополнение влились: летчик Иван Михайлович Володин, штурман Иван Шинтасов, летчик Михаил Николаевич Подсобляев, штурман Григорий Феодосиевич Новодран, старший сержант Бурячок, сержант Иванов. Лейтенант Евстигнеев, старший лейтенант Никитин, Маруся Сичкарева. Эта эскадрилья почти год базировалась на новгородской земле. Трагически погиб экипаж Бурячок и Иванов. Были и другие потери. Сам Григорий Новодран находился на краю смерти не раз. Вот один случай, когда на его самолет напала целая немецкая эскадрилья. – Первой атакой перебило ручку управления, сектор газа, самолет неуправляемый, меня ранило. Повернул голову, вижу – парашют промелькнул. Летчик выпрыгнул. Кое-как открыл кабину и вывалился за борт с 200-метровой высоты... Упал на нейтральную полосу под откос глубокого оврага, забитого снегом. При ударе полностью раскрылся парашют, что тоже немного смягчило удар. Слышу «хенде хох», кто-то тянет за стропы парашюта, пистолет висит на мне, а не дотянуться, рука перебита. Спрашиваю: «Кто такие?» Слышу: «русские». Тут и сознание потерял. Очнулся в полевой санитарной палатке, а с наступлением темноты был отправлен в госпиталь. Там вытащили из него 14 осколков. «А один остался, с этим «подарком» и живу до сих пор», – добавляет ветеран. Событие, о котором рассказал Григорий Новодран, произошло 14 февраля 1944 года, в день его рождения. А судьба, как известно, мелочиться не будет, если дарит, так уж целую жизнь! За несколько часов до окончания войны (8 мая 1945 года) Григорий Новодран сделал три боевых вылета. «Мы в то время воевали в Курляндии (Прибалтика)», – вспоминает ветеран. Эти три последних боевых вылета записаны в летной книжке Григория Новодрана, которая хранится в Старой Руссе, в музее Северо-Западного фронта. Всего же за войну он сделал 120 боевых вылетов. Награжден двумя орденами Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. В августе 1960 года был демобилизован из Кречевицкого полка, где служил с 1946 года. Городская еженедельная газета НОВГОРОД Антонина Смирнова
|