Четверг, 28.03.2024, 23:18
Приветствую Вас Гость | RSS

110 ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

Каталог файлов

Главная » Файлы » Люди, события, воспоминания

От курсанта до майора - Александр Харьков
01.11.2009, 13:04



 «Учителям, коллегам по 
штурманской службе -  посвящается…»


Этот маленький очерк расскажет о нескольких трудовых буднях и не только, нашего штурманского коллектива 110 ВТАП. Заранее прошу прощения у своих коллег, если не упомяну кого-нибудь добрым словом.



25 мая 1990 года - мой первый день пребывания на Новгородской земле. Самолёт Ан-12 Мариупольского полка приземлился во второй половине дня на аэродроме Кречевицы. Я, вместе с моими коллегами в курсантских погонах Ворошиловградского Высшего Авиационного Училища Штурманов имени Пролетариата Донбасса ступил на бетон рулёжной дорожки Кречевицкого аэродрома. Это был первый день войсковой стажировки, которая продлилась до 15 августа. На первых порах нас разместили в казарме, где и произошло братание с курсантами Балашовского ВВАУЛ. Первым штурманом-инструктором в моей лётной практике на самолёте Ил-76 был Владимир Эдуардович Таурин, впоследствии старший штурман 110 ВТАП. Вот за ним всю стажировку я и проходил практически «хвостом», пытаясь как можно больше выудить различных штурманских премудростей, которых в багаже у Владимира Эдуардовича находится великое множество. А вот первый полёт на самолёте Ил-76, мне посчастливилось выполнить с одним из лучших экипажей нашего полка, да и всей ВТА. Командиром экипажа был подполковник Петин Александр Николаевич - командир 2 втаэ, штурманом майор Зорин Валерий Викторович - штурман 2 втаэ. Буквально в двух словах опишу свои первые впечатления. В полку проходила очередная лётная смена. Но мы ещё не успели сдать все зачёты на допуск к полётам. На воздушную разведку погоды и облёт средств связи и РТО полётов был запланирован экипаж подполковника Петина. Ко мне подошёл Валерий Викторович Зорин и с хитрой улыбкой спросил: «Ну что Александр, хочешь с нами на разведку»?


Валерий Викторович Зорин

Честно говоря, волнение переполнило душу, но я тут же согласился. И вот я в Ил-76 МД, бортовой номер 78777, сижу рядом со штурманом. Запуск, руление, взлёт. После перевода РУД со взлётного режима на 0,7 номинала в кабине установилась относительная тишина и у меня «душа ушла в пятки», но посмотрев на Зорина Валерия Викторовича, на его спокойную работу, моё настроение улучшилось. Я полностью погрузился в процесс полёта, но, к моему разочарованию, определённые моменты мне были не ясны. Моя первая командировка в звании курсанта прошла под незабываемыми впечатлениями от общения с нашим, всеми любимым штурманом Юрием Ивановичем Грищенко. 


Юрий Иванович Грищенко

Полёт проходил по маршруту: Кречевицы - Кировабад - Новосибирск - Кречевицы. Юрий Иванович сразу усадил меня на рабочее место штурмана, и пошло, поехало. С гордостью могу сказать, кое-что у меня получалось, плюс спокойствие и уверенность моего наставника, вселяли в меня дополнительные силы. Так я долетел до Кировабада. Заправка, загрузка, и перелёт в Новосибирск, уже ночью. После первого часа полёта глаза самопроизвольно начали закрываться, сказывалась усталость и отсутствие опыта в длительных полётах. В очередной раз я был удивлён отношением моего инструктора. Он предложил мне отдохнуть, причём это было сделано так, как будто мы с ним два равных штурмана, хотя за его плечами уже были Афганистан, Ангола и большой опыт полетов.Хочуотметить ещё один небольшой случай, который произошёл уже под чутким и строгим взором штурмана Сергея Александровича Макушина. Возвращаясь на базу из командировки, мы держали курс от Великих Лук на Кречевицы. Диспетчер запросил расчётное время пролёта пункта доклада «траверз Зелино». Но у меня на карте данной точки не было, и я понятия не имел, где она находится. Сергей Александрович отдыхал на нашем штурманском лежаке. Я спросил у него и в ответ получил очень понятный и доходчивый ответ: «Ты что, обалдел, сто километров от Кречевиц»!!! Слова естественно были более крепкими, но обиды не было. Я по сей день точно также отвечаю на данный вопрос. Вот так, кнутом и пряником наши учителя, инструкторы прививали нам любовь к штурманскому делу. Пролетели летние месяцы, стажировка подошла к концу. 15 августа 1990 года мы благополучно прибыли на Ворошиловградскую землю. Государственные экзамены, первый офицерский отпуск и вот я уже в тогдашней столице военно-транспортной авиации, городе Витебске. Прибыли в штаб 3-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии, где происходило распределение лётчикови штурманов по полкам. Мне предписывалось следовать для дальнейшего прохождения службы в город Псков, в 334 ВТАП, но уже через месяц судьбе было угодно отправить меня в 110-й Кречевицкий полк. Так 25 декабря 1990 года я вновь прибыл на Новгородскую землю. Знакомые лица штурманов-инструкторов смотрели на меня уже не как на курсанта, а как на коллегу по штурманскому ремеслу.


Сергей Александрович Макушин

Сдача зачётов на допуск к полётам, склейка карт, подготовка справочного материала заняли 10 дней. Началась лётная работа, о которой мечтали многие мальчишки тех поколений. Лётная работа практически полностью заняла моё жизненное пространство, даже все бытовые проблемы отходили на второй план. Пришло время сдавать на 3-й класс, затем на 2-й, и вот, наконец, на 1-й класс. Хочу сказать слова глубочайшей благодарности и уважения моим наставникам, инструкторам: старшему штурману полка подполковнику Таурину Владимиру Эдуардовичу, штурману ВТАП майору Макушину Сергею Александровичу, штурману аэ майору Зорину Валерию Викторовичу, помошнику штурмана аэ майору Грищенко Юрию Ивановичу, и многим, многим товарищам по лётной работе.



Шло время, менялись люди, звания, менялись командиры, менялись «цари» нашего государства, но взаимоотношения с большинством из моих коллег остались такими же теплыми, как и 18 лет назад. Жаль, конечно, что не всегда нам приходилось общаться в более тесной компании, но это специфика нашей работы. Подводить итоги пока ещё рановато, но хочу остановиться на судьбах моих коллег. Сейчас, когда я пишу эти строки, это реалии наших дней, а завтра это будет история. Макушин Сергей Александрович продолжает службу в нашем 110 ВТАП. Зорин Валерий Викторович и Грищенко Юрий Иванович уволены из рядов вооружённых, хотя ещё лет пять могли бы верой и правдой служить на благо наших ВВС. Таурин Владимир Эдуардович по состоянию здоровья списался с лётной работы, но его профессиональный уровень и потенциал могли бы приносить благотворные плоды ещё не один год. Уходит богатейший опыт, знания, профессионализм которые восполнить и приобрести сегодняшнему поколению практически невозможно.



 

09 мая 2008 года

Александр Харьков





Категория: Люди, события, воспоминания | Добавил: ritaun
Просмотров: 2591 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Люди, события, воспоминания [76]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Друзья сайта
  • ВВВАУШ
  • 339 ВТАП
  • БВВАУЛ 70
  • Я помню
  • Сообщество uCoz
  • Лучшие сайты Рунета
  • Copyright MyCorp © 2024