Летно-тактические учения ЩИТ-82 проходили в сложных метеорологических условиях. На моей памяти это одна из самых сложных выбросок. Сбор боевого порядка и полет по маршруту над Черным морем прошли в нормальных условиях. Но при подходе к границе Болгарии началась интенсивная болтанка, сильные засветки. Ударная группа, истребителей пробить грозу не смогли, и были возвращены. Наш боевой порядок в полном составе с помощью бортовых средств успешно обошли все засветки на всей протяженности маршрута полета. Полет на боевом пути проходил в сложнейших условиях. Засветки мешали производить коррекцию места самолета. Дождь иногда гроза, болтанка, большое психологическое напряжение, все это присутствовало в этом ответственном полете. В целом выброска нашего полка произведена в районе десантирования. Для меня эта выброска была неудачной. Я вспоминаю эту работу и до сих пор ощущаю большой осадок, так как сработал я хуже всех, получил «тройку». Но в целом задача была выполнена, и это благодаря хорошей летной выучке наших экипажей. Приняв новую технику Ил-76 и летая 2-3 летные смены в неделю в течение 10 лет в полку не было катастроф и тяжелых предпосылок. Сейчас я понимаю, что главная заслуга в этом всего летного состава но, прежде всего командира полка, штурманов и инженеров. Подготовить высококачественного командира, штурмана - это залог успешной подготовки экипажей. Для меня идеалы : это командир полка Новиков Илья Николаевич, штурман полка - Дробышев Юрий Александрович, начальник штаба Величанский Николай Алексеевич. Это были специалисты своего дела, отличные педагоги, профессионалы высшего класса.
Сейчас я преподаватель в Государственной летной академии Украины на военной кафедре. Занимаюсь не только с курсантами, но и переучиваем летный и технический состав гражданской авиации с любой техники на Ил-76. Читаю навигацию, Авиационное Оборудование. Всегда, любые вопросы поднимаю и не боюсь любого летного специалиста. И это только благодаря хорошей подготовке полученной в боевом полку - Кречевицах. Любой летный состав СССР, СНГ, зарубежный, должен знать, что военная подготовка транспортного авиатора всегда выше любой другой подготовки. На лекциях всегда привожу примеры с летной работы, и как правило всегда говорю, тепло о командире корабля Стешеве Леониде Игоревиче. Это командир, с которым была слетанность, это командир с которым можно было выполнять любые задания. Сейчас он живет в Пскове. По долгу службы (преподавательской работы) мне приходилось ездить по всем полкам ВТА на Украине. Очень часто встречал своих сослуживцев. В Кривом Рогу: полковника Зайцева, полковника Мазурец, в Кировограде - замполита подполковника Муханова. У нас на кафедре проходит службу в качестве начальника ПМГ подполковник Гончаренко (он был у нас в отряде штурманом корабля) Часто был у нас ведомым. Сейчас работаем вместе. Начиная с 1975 по 1985 год, я был тренером по самбо на общественных началах в нашем гарнизоне. В начале секция состояла из детей 8-10 классов. Команда быстро прогрессировала, однако для достижения хороших результатов им не хватало времени. Так как практически все они поступали в Вузы и как правило, в военные училища. В общем, я не ставил цель подготовки хороших самбистов, задача стояла в том, чтобы дети были в хорошей физической форме. Мною было принято решение принимать в секцию ребят, начиная со второго класса. Я понимал, что нагрузка будет на меня большая. Но главное - катастрофически не хватало свободного времени. Вообще у офицера свободного времени мало, а тем более - у летающего офицера нашего полка. В нашем гарнизоне спортивных секций практически не было. Сразу же появилось много желающих. Пришлось разбивать всех желающих на группы. Было очень тяжело: полеты - учеба, служба, тренировки, командировки - но зато было очень интересно. Тесная связь: полк - школа - родители. Каждая группа имела свой план тренировок по нагрузке. Начальная группа - задача - общая физическая подготовка. Подготовка велась с позиции единоборств, но в игровой форме и победа была только командой. Разминка велась под легкую затем под более быструю и снова по легкую мелодию. Сейчас это называется шейпинг, аэробика и.т.д. Каждый самбист имел право носить значок разряда, который мы сами разрабатывали и изготавливали, но для получения его необходимо было сдать нормативы по определенным видам спортивных упражнений. Также, было обязательным выполнение условия успешной учебы в школе и согласие классного руководителя. Часто мы участвовали в показательных выступлениях на спортивных праздниках гарнизона. Помню, были спортивные встречи с городскими школами у нас в полку. К этим соревнованиям готовился весь полк. ТЭЧ изготовила технические снаряды для соревнований. Это были веселые увлекательные встречи. Занятия нашей секции в течение всего учебного времени подходили к профессиональной борьбе. Среди спортсменов Новгорода, включая сотрудников УВД, мы были непобедимы. Наши дети из Кречевиц занимают сейчас различные профессии, среди них - и профессия офицера. Как они, так и я - мы всегда помним, и будем помнить наш полк, военный гарнизон Кречевицы. P.S. Воспоминания описал частично, интересного мало. Это была просто - работа. Лейтенантом прибыл в 1974 году после Ворошиловоградского училища. В 1986 году прибыл в Кировоград в училище, преподавателем на военной кафедре при гражданском училище. Сейчас мы называемся ГЛФУ - Государственная Летная Академия Украины, на Украине нет ВТА, самолеты без ресурса, летный состав - без опыта летной работы. В полку летают единицы. Полки расформировывают. Летное поле с самолетами превращается в музей. Желаю Вам на стоянках иметь рабочую технику и подготовленные экипажи, а не музей. С Уважением Марченко С.И.
|