Каждые два-три месяца руководству Комсомольского Трансильванского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка в Кречевицах приходило письмо с жалобами новгородцев на полёты местных Ил-76: «то стена Кремля треснула из-за пролетающего мимо военного самолета, то шум большой, а то и экология страдает из-за «летунов». Теперь, ни самолётов, ни лётчиков в Кречевицах не осталось, но недовольных меньше не стало… Теперь сетуют те, кто не один год прожил бок о бок с военным аэродромом, и привык просыпаться и засыпать под звуки работающих двигателей Ил-76. Эмоциональное состояние – удовлетворительное Из 500 военнослужащих, служивших в Кречевицах до расформирования, 15 октября 2009 года, осталось 140 человек – это те, кто собирается увольняться, уже уволен и около 30 человек, ожидающих перевод в другие воинские части. - У нас, несмотря на то, что мы расформированы, ещё существуют еженедельные доклады в штаб военно-транспортной авиации о состоянии людей. Я докладываю, что морально-психологическая ситуация управляемая, удовлетворительная, взаимоотношения в воинском коллективе в целом доброжелательные, - рассказывает подполковник Валерий Паутов, заместитель командира воинской части по воспитательной работе (до расформирования полка). А цель этих действий, как считает сам без пяти минут военный пенсионер – «не забыть людей, которые здесь остались». И их пока не забывают: трясут руководство, советуют, как лучше распределить новый 100-квартирный дом, предназначенный для местных военных. - Видите эту стопку папок, - указывает подполковник на кипы бумаг, разложенных на рабочем столе, диване. - Всё это личные дела военнослужащих: мы всё никак не дождемся распоряжения вышестоящего командования на распределение дома, звоним, выходим со своими предложениями, как правильно это сделать, сколько квартир нужно. Ведь некоторые уехали дослуживать 2-3 года до пенсии, оставив здесь семьи, хозяйство (гаражи, дачи) и рассчитывают вернуться. Сейчас у нас в распоряжении около 100 военнослужащих, и конечно новый дом жилищную проблему не решит, но остроту её снимет. Вторая, менее больная кречевическая мозоль – трудоустройство. Несмотря на то, что большая часть оставшихся – люди со стажем и в возрасте, здесь не сомневаются, что новую работу бывшие техники и лётчики найдут без труда. В формирующуюся сегодня авиационную комендатуру, в функции которой предположительно будет входить организация приёмов одиночных прилётов военных самолетов, берут 65 военных и столько же гражданских лиц. - Остальные специалисты, служившие и оставшиеся в Кречевицах, себя найдут, поскольку 70-80% из них умеют обращаться с техникой. Это уже готовые специалисты с образованием для энергосистем, Газпрома, неплохие управленцы, и кадры для диспетчерских служб – дисциплинированные и ответственные. Думаю, 99,5% устроятся, даже бывший губернатор Михаил Прусак говорил, что готов взять любого военного на работу, поскольку есть уверенность, что работа будет сделана, - уверен бывший «замполит». Некоторым военным поступают предложения от МВД, МЧС, УИН, новгородского Агропрома. - Проблем с трудоустройством бывших военных из Кречевиц нет, массовых обращений в центры занятости от них не поступало, - подтверждает слова военного председатель комитета труда и занятости населения Новгородской области Александр Алисиевич. - Мы предполагаем, что в микрорайоне будет функционировать аэропорт и аэродром совместного базирования, и работа бывшим техникам и лётчикам найдётся. Махну приветливо тебе крылом… И хотя прошло уже полтора месяца, как новгородские военные разлетелись по ближайшим полкам, бывшему замполиту ещё отзваниваются по старой памяти из Твери, Пскова, Оренбурга и Таганрога. - А ведь ещё в 1986 году Кречевицы считались «ссыльным полком», поскольку это самая северная точка российской военно-транспортной авиации, - говорит Валерий Паутов. - Но со временем, буквально с 88-го года, это полк стал занимать и удерживать лидирующие позиции на учениях. Сначала всегда летели наши, а потом остальные полки - «отцы» из Москвы и «дети» из Твери. Не выигравшие «воентур» На вопрос, не остановится ли теперь жизнь в Кречевицах, некоторые отвечают со слезами на глазах: - Страшно становится, до слёз обидно от того, что военные уезжают. Я сама местная, более того, военнослужащая, а мой отец пригнал первый Ил-76 в Кречевицы, будучи штурманом. И наблюдать, как разваливается основанное ещё до твоего рождения - жутко. А молодежь, конечно, это так не осознает, они не настолько глобально связаны с аэродромом, самолётами, как старшее поколение, - говорит Элеонора Гембарская, военнослужащая. - Ни супруг, ни я в армии не остаёмся, сейчас мы находимся в распоряжении и ждём выписки из приказа о своём увольнении. И эта семья, не выигравшая «воентур» (что на наречии Кречевиц означает – рабочая командировка), и учителя из местной школы всё же не оставляют надежды, что полёты здесь возобновятся, пусть и в ином качестве – гражданском. - Все здесь жёны военнослужащих, многие в отставке, надеемся, что самолёты еще будут летать, ведь в микрорайоне сейчас идёт строительство, - отмечает Алла Ерохина, заместитель директора по учебной части МОУ «СОШ № 15 им. С. П. Шпунякова». … А тем временем в ФГУ «Главгосэкспертиза России» в Москве находится на согласовании проект гражданского аэропорта Кречевицы. Стоимость одного проекта «Обустройство аэродрома Кречевицы для полёта гражданских воздушных судов и строительство аэропорта для Великого Новгорода», его область уже оплатила - 23,1 миллиона рублей, а объекта - 1,5 миллиарда рублей. Мила Владимирова
|