Предстоял групповой вылет. Он был назначен на ранний час. Сама по себе подготовка к групповому вылету - дело большое и ответственное. Однако на этот раз возникли особые трудности. Ночью разыгралась метель, замело дороги. Только немногие специалисты своевременно попали на аэродром. Машина, на которой ехали остальные, задержалась в пути. Казалось, вылет может сорваться. Но этого не произошло. Сказали свое слово коммунисты, закончив подготовку своих машин, они призвали авиаторов помочь товарищам. Специалисты откликнулись на этот призыв, и закипела дружная работа. Воины авиаторы работали за двоих, за троих, не жалея сил. Скоро все было сделано. Точно в указанное плановой таблице время самолеты ушли в воздух. Это один из многочисленных примеров, показывающих силу влияния коммунистов на личный состав нашего звена. Они активно вникают во все вопросы боевой и политической подготовки, мобилизируют воинов-авиаторов на добросовестное выполнение служебного долга. Прежде всего, следует отметить, что все коммунисты партийной группы являются отличниками учебы. Это позволяет им играть авангардную роль в решении всех задач, которые стоят перед звеном, возглавить работу за успешное выполнение плана летной подготовки, укрепление воинской дисциплины. Правда, так было не всегда. В свое время кандидат в члены КПСС Тибилашвили имел серьезные проблемы в своей специальной подготовке. Коммунисты не могли с этим мирится. Чтобы вести за собой остальных, нужно самому показывать пример, - часто напоминали они молодому коммунисту. Тибилашвили учел справедливые замечания товарищей.
Он стал уделять больше внимания наземной учебе, изучал радиолокационную технику, совершенствовал навыки самолетовождения. Постепенно его выучка возросла. Сейчас не только в звене, но и в эскадрилье с уважением произносят имена наших коммунистов. Большим авторитетом пользуется, например член партии Серебряков. Это - опытный авиатор, летчик первого класса. Ему неоднократно приходилось выполнять сложные и ответственные полетные задания. Как правило, Серебряков всегда успешно справлялся с ними.
Свой богатый опыт и знания офицер передает молодым авиаторам, выводит их на широкую дорогу к мастерству. Недавно коммунист готовил к самостоятельным полетам одного летчика. К этому делу он отнесся так, как требовала его партийная совесть. Серебряков кропотливо и настойчиво обучал летчика, помогал ему совершенствовать технику пилотирования, научиться правильно распределять внимание, управлять экипажем, подавать команды. Хороший пример показывают также коммунисты Смольский, Д. Иванов, Гришин и другие. Все вместе они составляют крепкий, сплоченный коллектив, способный справится с любым делом. Вот еще один пример. Технический состав готовился к сдаче зачетов на классность. Нужно было добиться, что бы все авиаторы показали глубокие знания материальной части. Со всей присущей им энергией коммунисты включились в эту работу. Они участвовали в создании учебных пособий, оформили Положение о классности технического состав, помогли товарищам подготовится к зачетам. При этом главное внимание было уделено молодым техникам и специалистам, которые слабо знали теорию. Так, коммунист Гришин часто занимался со старшим техником лейтенантом Климовичем, разбирал с ним наиболее трудные вопросы. Его усилия дали хорошие результаты. Климович стал техником второго класса.
Таковы коммунисты, которые входят в состав нашей партийной группы. Они идут впереди, ведут за собой всех воинов звена.
С. ГРИЦУК БОЕВЫЕ КРЫЛЬЯ № 29 07 марта 1959 год
ЛЕТНЫЙ ДЕНЬ
КОНТРОЛЬ ГОТОВНОСТИ ТЕХНИКИ
Авиация и космонавтика № 9 1971 год
Одно из основных звеньев деятельности инженерно-авиационной службы - контроль за техническим состоянием самолета, двигателей их систем и оборудования, за соблюдением норм и правил эксплуатации. Прежде этим занимались инженеры части. Основное внимание они обращали на общие недостатки в организации работы или же выполняли на отдельных самолетах конкретные задания - проверяли степень работоспособности агрегатов, систем, правильность заполнения контрольных листов, слив топлива, порядок и швартовки имущества в грузовых кабинах и т. д. и случилось, что комплексный контроль отдельных самолетов в объеме предполетного осмотра не всегда проводится в срок.
Теперь все это мы делаем иначе. На основе установленных норм осмотров авиационной техники составлены планы-графики осмотров. При этом максимально возможное количество из запланированных на полеты самолетов осматривается в течение двух дней - дня предварительной подготовки и дня полетов - руководящим инженерно-техническим составом в объеме предварительной подготовки либо в объеме предполетного или стартового осмотра. Причем заместители командиров аэ по ИАС заранее знают, какие из самолетов будут проконтролированы инженерами части. Исходя из этого планируют, какие осмотры они будут проводить сами, какие начальники ТЭЧ отрядов. Такой порядок в сочетании с системой разборов летного дня (ночи) дает хорошие результаты. В течение года мы не имеем отказов авиационной техники, улучшилось также общее техническое состояние самолетов. Кстати, и раньше имелись планы-графики предварительной и предполетной подготовки с двумя запусками двигателей такими контрольными пунктами являются:
1. Время начала предполетной подготовки (построение всего личного состава авиационной эскадрильи), проверка прибытия летного и технического состава, указания об особенностях предполетной подготовки);
2. Начало запуска двигателей для их опробования;
3. Доклады о готовности самолетов к полету;
4. Начало предполетных указаний и. т. д;
При строгом выполнении всеми экипажами операций, отмеченных в контрольных пунктах, улучшается организация работ и более четко проводится обслуживание авиационной техники в период предполетной подготовки. Можно, в частности, проконтролировать прибытие личного состава, полноту предполетной подготовки, исключить движение спецтранспорта по стоянкам и РД во время опробования двигателей, своевременно получить доклады о состоянии всех самолетов и степени их готовности к полетам. Благодаря селекторной связи между аэ, АТО, ПУ ИАС и группой руководства полетами быстро и оперативно решаются все вопросы обеспечения и обслуживания. Например, в период докладов об исправности авиатехники инженеры части находятся на ПУ ИАС и, если необходимо, принимают конкретные меры. Так, на самолете, который обслуживает офицер В. Иванов, после опробования двигателей было обнаружено подтекание гидросмеси по разъему корпуса гасителя колебания. Доклад о случившемся поступил на ПУ ИАС. Инженеры немедленно приняли меры, нужный агрегат был доставлен на самолет. После замены агрегата, опробования силовой установки и повторного осмотра самолет вышел в полет без опозданий, согласно плановой таблице. Старший инженер полетов имеет развернутую плановую таблицу всего летного дня, начиная с предполетной и кончая послеполетной подготовкой самолетов в конце летного дня. В этой таблице отражены все контрольные точки предполетной подготовки, указано, в какое время и кто осматривает самолеты. Помимо этого определены время дозаправки, порядок выделения средств АТО и их количество, состав нарядов на стартовые позиции. Такая плановая таблица инженерно-авиационного обеспечения полетов позволяет конкретно контролировать предполетную подготовку в подразделениях, организовать материально-техническое обеспечение на всем протяжении летного дня, проверить работу стартового наряда, пункта АТО и.т.д.
Совместно с командованием обслуживающей части обсудили вопрос о выделении средств обеспечения с таким расчетом, чтобы максимально сократить их простой на стоянке АТО. Предполетная подготовка включает снаряжение самолета согласно заданию боеприпасами, установку оборудования, проверку заправки систем маслом, топливом, зарядку газами и.т.д. Как правило, кислородом, воздухом, специальными маслами самолеты дозаправляются в период предполетной подготовки, поэтому, средства дозаправки не вызываются без необходимости к началу предполетной подготовки. Нужное количество тягачей вызывают из автопарка непосредственно перед посадкой самолетов, а топливозаправщики – за час до посадки самолетов (их количество соответствует плановой таблице). Все это позволило значительно сократить наработку средств обслуживания. На один час полетов.
Мы пришли к выводу, что дежурное подразделение целесообразно назначать на всю летную неделю. Из этого подразделения выделяется наряд на позицию стартового осмотра, а также аварийная команда. Специалисты подразделения проверяют состояние топливозаправщиков, ГСМ и других средств обслуживания, обеспечивают прием и выпуск перелетающих одиночных самолетов. Это позволяет более тщательно инструктировать воинов, назначаемых в наряд, планировать работу аэ в течение недели. Миновало то время, когда в стартовые наряды назначали случайных людей, вспомнив о них в последний момент.
В конце каждого летного дня проводим разбор полетов. Помимо группы руководства полетами на нем присутствует руководящий состав обслуживающих частей. Такой предварительный разбор позволяет оперативно устранить недостатки в обслуживании и обеспечении авиационной техники, наметить основные вопросы на которые надо обратить внимание на техническом разборе летного дня с летным и техническим составом (полный технический разбор проходит в очередной день предварительной подготовки). Предварительный разбор полетов дает возможность приступить к устранению отдельных недостатков сразу же после утреннего построения следующего рабочего дня. Вот характерный пример.
В один из летных дней было отмечено, что старшие воздушные стрелки недостаточно четко докладывают показания приборов с учетом поправок. На следующий день организовали соответствующие тренажи на рабочих местах. Опытный специалист офицер Аксенов провел занятие по приборному оборудованию кабины стрелка.
При подведении итогов летного дня и на разборе полетов рассматриваются также итоги соревнования между экипажами и подразделениями, отмечаются лучшие подразделения и специалисты. Данные о выполнении полетных заданий и качестве подготовки самолетов к полетам накапливаются при подведении итогов социалистического соревнования за месяц или определенный период работы.
Залог хорошей подготовки авиационной техники к полетам – правильная организация работы в эскадрилье. В этом отношении заслуживает внимания опыт работы коммуниста М. Мамсы. Он не только образцово выполняет свои служебные обязанности, но и успешно учится на 5 курсе института. На протяжении длительного времени аэ прочно удерживает первое место среди других подразделений. В аэ 87% классных специалистов, причем среди офицерского состава в основном специалисты 1 и 2 классов. Большое внимание Мамса уделяет технической подготовке. Недаром в эскадрилье нет самолетов «плохих» и «хороших» - все они поддерживается на достаточно высоком уровне технической исправности и надежности.
Благодаря большому опыту и хорошим инженерным знаниям инженер всегда принимает технически грамотные решения. Буквально до мелочей уясняет он задачи на летный день, правильно распределяет личный состав, строго контролирует деятельность подчиненных. Успехи авиатора в боевой службе отмечены медалью «За боевые заслуги».
Велика роль технического состава экипажа в поддержании постоянной исправности самолета и его передовых офицеров В. Максимова, А. Баканова, Н. Шилина показывает, что, когда самолет попадает в заботливые руки, он как бы преображается, все на нем становится светлее и чище, работает надежно. И это потому, что к пролетам машина готовится с большой любовью.
Инженер-подполковник С. Грицук
Авиация и космонавтика № 9 1971 год