НЕМНОГО О СЕБЕ Родился 3 марта 1956 года в поселке Татановка Балашовского района Саратовской области. После окончания средней школы в 1973 году поступил в Балашовское ВВАУЛ. По завершению обучения служил в частях ВТА ВВС СССР в Украине (Кривой Рог, Арциз). В 1988 году был принят слушателем на командный факультет ВВА им. Ю.А.Гагарина, по окончанию которой в 1991 году (с «золотой медалью») продолжил службу в частях ВТА - в Белоруссии (Витебск). После распада СССР в 1993 году прибыл для дальнейшего прохождения службы из Витебска, как не принявшего их присягу (против народа Беларуси ничего не имею), в «Кречевицы» на должность заместителя командира полка по летной подготовке. В 1994 году – назначен заместителем, а в 1995 году – командиром 110 военно-транспортного авиационного полка. В процессе военной службы приходилось выполнять задачи за пределами нашего государства в ДРА, НРА, Югославии и др. Награжден орденом «За военные заслуги», холодным оружием - кортик, медалью «За боевые заслуги» и другими, имею почетное звание «Заслуженный военный летчик РФ». Налетал на различных типах транспортных самолетов (Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-12, Ил-76) более 5000 часов, имею классификацию «военный летчик-снайпер». В свое время находился в рядах ВЛКСМ, а потом КПСС, возглавлял комсомольскую, а затем партийную организации подразделения. Женат, имею двух дочерей, внука и внучку. С 2007 году офицер запаса в связи с увольнением по достижению предельного возраста и в настоящее время нахожусь на государственной гражданской службе в Администрации Новгородской области. ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ Самые осмысленные и яркие, самые захватывающие и незабываемые воспоминания связаны с прохождением службы в авиагородке «Кречевицы». Это связано с тем, что все эти события происходили не так давно и связаны с более высоким уровнем и объемом работы при исполнении вышестоящих должностей, нежели это было прежде. Это связано с тем, что командир, где бы на данный момент времени не находился, всегда ответственен за судьбы людей, находящихся в подчинении, особенно когда повседневная работа связана с выполнением задач в «горячих» точках. Это связано с тем, что допущенная ошибка командиром полка расценивается гораздо выше, чем его подчиненных, за исключением, если это происходит в самолете при выполнении любого полетного задания, когда цена ошибки каждого члена экипажа может быть одинаковой для всех. Кроме всего сказанного необходимо отметить, что военный городок «Кречевицы» - один из старейших в России с богатой историей. Сложившуюся традицию воинов, связанную с защитой своей Родины на протяжении нескольких веков, сохранить и приумножить – это почетнейшая обязанность командира, его святой долг и высокая честь. И в данной ситуации с моральной точки зрения командиру вообще прав на ошибку и любого рода отклонений от руководящих документов не дано. Этот ряд соображений по этому поводу можно продолжать и дальше. Может быть, некоторые со мной и не согласятся. Скажу лишь одно, только тот человек, который не ощутил на себе всю полноту этой ответственности, может сказать, что руководить коллективом относительно легко, что сплотить сослуживцев ради выполнения поставленной задачи и повести их за собой можно четко отданным приказом или распоряжением. Но мне предпочтительнее «делай как я», а не «делай, как я сказал». Мое первое знакомство с авиагородком «Кречевицы» состоялось раньше, чем получил туда назначение на указанную выше должность. Это произошло в 1991 году после окончания академии и прибытия к новому месту службы в Витебск. Проводилось ЛТУ 3-й авиационной эскадрильи, командиром которой меня назначили. В процессе учения посадка осуществлялась на аэродроме «Кречевицы», после которой была возможность ознакомиться визуально с военным городком. Меня поразило увиденное: громадные казармы и старой постройки строения, в которых когда-то размещались воины и все хозяйство драгунского полка, а также все то, что связывает нас с тем временем. В тоже время поразила мощь Волхова, красота маленьких деревушек, расположенных на его берегах и утопающих в зеленых насаждениях. Удивила также доступность реки из-за расположенного рядом с гостиницей пляжа. В тот момент времени я и представить не мог, что буквально через полтора года превратности судьбы свяжут меня с этим авиагородком на весьма продолжительный период времени, практически на весь оставшийся период службы в ВС РФ, что наслаждаться увиденной красотой можно будет прямо из окон гостиницы, буквально не выходя из здания. В конце 1992 года военнослужащие Витебского военно-транспортного авиационного полка были поставлены перед фактом того, что все до единого должны принять Воинскую присягу на верность Беларуси. Это было связано с распадом СССР и передачей полка в собственность МО РБ. Не желающие - должны были уехать куда угодно, поскольку их судьба в этом гарнизоне никого уже не интересовала. Конечно, условия службы в этом полку в советский период времени были наилучшими, а еще лично мне была предложена 3-х комнатная квартира в центре города Витебск, буквально рядом с концертным залом, который расположен под открытым небом, где ежегодно проводится до сих пор фестиваль славянских песен «Славянский базар». Трудно было отказаться от такого соблазна: получить долгожданную квартиру, сохранить хорошие условия службы (тогда думали, что все происходящее - это не с нами, что это все временное явление), а, тем более, что прибывший в это время заместитель Министра обороны РБ пообещал оставшимся райскую жизнь. При этом надо было всего лишь принять Воинскую присягу на верность Беларуси. И здесь мне очень помог мудрый совет моего отца, который позволил мне сделать единственно правильный выбор в сложившейся ситуации. Он сказал: «Не мы отделяемся от белорусского народа, с которым связывает нас не только православная вера, но и пролитая кровь в годы Великой Отечественной войны за нашу общую независимость, а нас разделяют горе политики. История оценит это и им будет дана «достойная» оценка. Ты, сын мой, однажды принял Воинскую присягу на верность всем народам СССР, в том числе и белорусскому. Повторно это делать бессмысленно, тем более что ты - русский». И под смешки сослуживцев этого полка, я уехал из Витебска. Как потом оказалось - они смеялись над собой. Полк не просуществовал и двух лет. Для дальнейшего прохождения службы прибыл в Кречевицы 20 января 1993 года, где поселили в гостиницу. Был назначен на должность заместителя командира полка по летной подготовки, а командиром полка был представлен полковник Деев В. В., который также отказался принимать Воинскую присягу в Витебске. Нас таких было на тот момент времени всего 12 человек. Это и понятно. Картина в авиагородке «Кречевицы» предстала иная, нежели полтора года назад. Тридцатиградусный мороз на улице, а в гостиничной комнате чуть больше 12-14 градусов. Под ватным одеялом, согнувшись «калачом» или в полный рост дышать тяжело, а, высунув голову, мерзнут уши и нос. Хорошо, что семью не сразу перевез. Волхов промерз весь так, что пешком по льду можно было спокойно перебраться на противоположный берег. С помощью тепловых машин МП-44 отогревали подъезды и подвалы промерзших домов, так как система теплоснабжения не справлялась. Зато с достоинством был оценен труд создателей зимней летно-технической формы одежды. Прошло немного времени и все эти, и другие трудности стали обыденными и перестали отвлекать от планомерной боевой подготовки, которая не подвластна никаким метеорологическим условиям. Как заместителю командира полка по летной подготовки мне сразу бросилось в глаза то, что уровень подготовки летного, штурманского состава, да и других специалистов полка ни чуть не хуже, чем в Витебском полку. Очень высокий уровень натренированности к полетам в боевых порядках: как по качеству, так и по количеству экипажей полка. Сформирован костяк летного состава. Это специалисты – профессионалы своего дела, на которых можно рассчитывать всегда, когда «пахнет жареным», в них нет необходимости сомневаться, они готовы выполнить любую разумно поставленную боевую задачу, в любых допустимых погодных условиях, на любых стратегических направлениях, как в воздушном пространстве РФ, так и за ее пределами. Это летчики: подполковники - Копыркин Анатолий Степанович, Захаров Александр Михайлович, Петин Александр Николаевич, Кузьменков Андрей Михайлович, Кочергин Вадим Геннадьевич, Зайцев Владимир Дмитриевич, майоры - Трофимов Валерий Юрьевич, Мельников Сергей Иванович, Карпенко Владимир Иванович, Найденов Алексей Владимирович, Киселев Анатолий Михайлович, Корж Владимир Владимирович, Попов Вадим Петрович; штурманы: подполковники - Алфимов Борис Иванович, Кожевников Владимир Алексеевич, Гончаренко Михаил Глебович, майоры - Зорин Валерий Викторович, Приходько Анатолий Александрович; бортинженеры: майор Калинин Владимир Викторович и многие другие специалисты. Характерными задачами этого периода времени были перевозки, связанные с обеспечением определенного контингента миротворческих сил в Таджикистане, Югославии и Чечне, а также перевозки, связанные с выводом Западной группы войск из Германии. Особой трудности для экипажей эти задачи не представляли. Кроме того, при выполнении второй задачи членам экипажа предоставлялась возможность приобрести в личное пользование автомобиль и на прилетевшем же самолете привезти его домой, заплатив транспортный налог за доставку. Это, как правило, были автомобили отечественного производства, но, более лучшего качества, так как считались экспортным вариантом. Не смею судить, на сколько связано это событие с тем, что после этого периода времени выполнения таких задач, девять первоклассных летчиков и чуть меньше специалистов других категорий уволилось из полка. Это было как раз перед назначением меня на должность командира полка в 1995 году. И еще об одной проверке на прочность, которую судьба из-за стечения ряда обстоятельств, представила в декабре 1994 года, как раз перед Днем рождения части. В ночь с 18 на 19 декабря в сильный мороз из-за неисправности в энергоснабжении авиагородка прекратилась поступление электроэнергии на центральную котельную. Резервный источник электропитания в виде дизельного агрегата, находящегося на этой котельной, запустить своевременно (потребовалось около 4-х часов) по разным причинам не смогли. В результате разморозили систему теплоснабжения, проложенную поверх уровня земли, практически всего авиагородка. Картина предстала ужасающая: в квартирах жизнеспособность поддерживалась за счет газовых плит, а где отсутствовали хозяева по разным причинам – полопались от мороза батареи. Командира полка после двух первых бессонных ночей свалила болезнь. Пришлось мне, как его первому заместителю, брать на себя всю полноту ответственности и решать эту сложную проблему совместно с руководством авиадивизии (командир - генерал-майор Акимов Владимир Геннадьевич) и Администрацией города и области (заместитель Главы – Журавский Николай Васильевич), которые оказали колоссальную помощь в ликвидации этого происшествия. Практически без этой помощи мы самостоятельно не справились бы. Новый 1995 год жители городка встречали спокойно, а вот День части для многих останется в памяти на долго. В 1995 году после назначения на должность командира полка считал своей основной задачей - это восстановить уровень классификации летного состав полка после массового увольнения до прежнего, наряду с подготовкой «молодого» летного состава. Всегда надо помнить слова великого Н. Е. Жуковского: «Самолет – это величайшее творение ума, разума и рук человеческих. Управление им не подвластно никаким авторитетам, за исключением тех, кто уважает летные законы». Многие законы в авиации, как ни кощунственно это звучит, «написаны кровью», забывшими это. Помня это, особое внимание мною было уделено вопросам безопасности полетов. Приобретенный опыт при своем становлении подсказывал, что самоуспокоенность в этом вопросе плохой союзник. Классический лозунг советского периода и сейчас в моем сознании: «Безопасность полетов – дело государственной важности!». Считаю актуальность этого лозунга на все времена, пока существует авиация, а особенно когда поставки ГСМ на летную подготовку осуществляются не на должном уровне. Это было характерно в конце века после 1996 года.
Боевое крещение в должности командира полка состоялось в начале 1996 года, когда девять экипажей полка принимали участие в операции «Совместные усилия». Целью операции была доставка миротворческих сил в Боснию. В этой операции принимали участие и другие экипажи ВТА под общим руководством ее Командующего. Ощущалось повышенное напряжение во всем. Связано это было с гораздо большей ответственностью за успешное выполнение задания, так как здесь затрагивался престиж не только вверенного мне полка, но и всей ВТА и государства в целом. С поставленной задачей справились все успешно. К 1998 году удалось восстановить классификационный уровень летного состава и довести его до прежнего. Удалось сформировать обновленный костяк подготовленного летного состава в составе летчиков: майоров Рыжова Валерия Михайловича, Пронина Владимира Николаевича, Бездверного Андрея Николаевича, Сайфуллина Рената Равильевича, Прокофьева Владимира Павловича, Рыбкина Владимира Александровича, Антонова Альберта Александровича; штурманов: майоров Хорош Геннадия Олеговича, Сошенко Александра Ивановича; бортинженеров: майоров Берекет Александра Михайловича, Пштыр Михаила Емельяновича и многих других, а также сделать значительный шаг в подготовке «молодых» экипажей. Но моральная обстановка желала быть лучшей. Это связано с постоянными перебоями в поставках авиационного керосина, с задержками в выплате финансового довольствия до 6 месяцев, непрекращающейся болтовней о ближайшем сокращении полка и частей обеспечения, с бытовой неустроенностью (до 50% военнослужащих без жилья) и с другими объективными событиями, которые явились следствием распавшегося государства СССР. Все эти события смазывали положительные (и до того скромные) результаты полка в повседневной деятельности, добытые кропотливым трудом ранее. Прошло много времени, но до настоящего времени вспоминаю случай, связанный с задержкой выплат денежного содержания военнослужащих за несколько месяцев (до 4-х месяцев). Из-за этого двое военнослужащих объявили голодовку. Один, правда, как потом выяснилось, купил дорогой гараж в городской черте, а рассчитаться своевременно не получалось, а второй - за компанию, так как был его другом. Я их ни сколько не осуждаю, но причина такого поступка, считаю, должна быть более весомой. Естественно, как в таких случаях водится, из Москвы прибыла комиссия разбираться в причинах. Подсуетился и председатель женсовета полка. Она сообщила комиссии, что командир полка трудности в задержках выплат, как все другие военнослужащие, не испытывает, так как, используя свое служебное положение, своевременно получает финансовое довольствие все до копейки. Заботу о подчиненных не проявляет, поэтому они и голодают. Представленная мною расчетная книжка (тогда еще была талонная система) выглядела не убедительным контраргументом в доказательстве того, что и командир полка находится в таких же социальных условиях, как и подчиненные. Представитель финансовой службы по приказу старшего группы доставил в кабинет командира полка финансовые ведомости за крайние 6 месяцев и разложили их на столе для изучения. Мои данные подтвердились, казалось бы, правда восторжествовала. Но руководителя женсовета этот факт не успокоил. А тут наш избранник - Депутат Госдумы решил пообщаться с прибывшими соратниками из Москвы и зашел в кабинет. Естественно он не знал сути решаемой проблемы. Ему сразу, с порога так сказать, поступил вопрос этого председателя женсовета полка почти в ультимативной форме дать разъяснения, а за какой крайний месяц получили зарплату слуги народа. Здесь ответ обескуражил не только ее, но и меня. В связи с уходом депутатского корпуса на летние каникулы, им, оказалось, выплатили зарплату вперед за три месяца. Но как бы там не было, удалось сохранить полк как боевую единицу. Как известно «один в поле не воин». Благодаря взаимной выручке и слаженной работы руководящего состава полка, чуткого и внимательного отношения к людям, а также других результативных мер, к 2000 году удалось поднять морально-психологическое состояние личного состава полка на должный уровень. Мне повезло, что за 12 лет руководства полком моими заместителями в разное время были профессионально подготовленные с твердыми убеждениями и крепкими моральными принципами офицеры, которые впоследствии были назначены на вышестоящие должности: Герой России полковник Копыркин Анатолий Степанович, Герой России полковник Зеленко Андрей Жанович, полковники Кузьменков Андрей Михайлович, Гром Сергей Николаевич, Масленников Николай Иванович, Кочергин Вадим Геннадьевич, Грибан Игорь Витальевич, подполковники Паутов Валерий Анатольевич, Рязанов Владимир Иванович, Климовцов Алексей Викентьевич, Грибанов Сергей Николаевич; начальники штаба подполковники Александров Сергей Владимирович, Чебышев Олег Васильевич; старший штурман полка подполковник Таурин Владимир Эдуардович; штурманы полка майор Макушин Сергей Александрович, Курохтин Николай Степанович; начальник связи майор Размыслович Александр Николаевич и многие другие. Об этом красноречиво повествует фильм «Работу разрешаю…», приуроченный к 35-летнему юбилею полка, автором которого является подполковник В. Э. Таурин. Не менее важной задачей, считаю сохранность жизни и здоровья личного состава, которая должна исходить из повседневной продуманной политики руководства со стороны командира полка со своими заместителями. Порой не хватает времени, но это не является его оправданием ни при каких обстоятельствах. Необходимо не только четко представлять самому свою задачу, но и знать порядок ее решения для достижения желаемого результата, правильно довести ее до исполнителя и еще найти время для контроля. Помимо сказанного следует отметить, что большим подспорьем в решении повседневных задач, у командира и руководящего состава является рычаг материального стимулирования. Считаю, что в стабилизации прочных и дружеских отношений в воинском коллективе послужило равномерное распределение специальных заданий между экипажами, после выполнения которых, производилось дополнительное материальное стимулирование членов экипажа. Все эти составляющие в конечном итоге дали положительный результат, который обычно проявляются при проведении масштабных мероприятий: ЛТУ, КШУ, КШТ, различных сборов. Особенно это проявилось при подготовке и проведению комплекса мероприятий, связанных с проведением сборов по службе войск с руководящим составом всей 61 ВА ВТА (ВВС) на базе авиагородка «Кречевицы». Не секрет, что многие объекты воинской инфраструктуры полка и частей обеспечения находились мягко сказать в состоянии, которое желает быть лучше. Под эти сборы выделялись определенные финансовые средства. Но как всегда этих средств мало, а сделать надо много. Необходимо отдать должное нашим спонсорам: ОАО «Акрон», ОАО «Новгородский металлургический завод», ОАО «Новгородоблгаз», ОАО «Дека» и многие другие, которые в разное время оказали материальное содействие для доведения объектов воинской инфраструктуры до удовлетворительного состояния. И не только служебных объектов, но и спортивных сооружений, а также решение социально-бытовых вопросов: строительство хоккейной коробки, реконструкция банно-прачечного комбината, газификация авиагородка и др. К большому разочарованию не удалось сохранить Дом офицеров со спортивным залом из-за волокиты по передаче этого здания в муниципальную собственность. Считаю, что одним из главных факторов в разрешении социально-бытовых проблем при явном недофинансировании или полном его отсутствии, является понимание людей и их вера в командира, в то, что это необходимо для всего коллектива и, что он непреклонен в достижении поставленных целей. Только при таких условиях можно рассчитывать на добросовестное отношение подчиненных к любым видам хозяйственных работ, на их полную самоотдачу. Это в достаточной мере проявилось при подготовке к показным занятиям по службе войск, проводимых на базе авиагородка «Кречевицы» в присутствии всего руководящего состава ВТА. Достойная оценка проведенной работы к этим занятиям была дана одним из начальников штаба дивизии, что если на следующий год аналогичные сборы организовать повторно здесь, то авиагородок «Кречевицы» по многим показателям содержания объектов и их эксплуатации может превзойти лучшие авиагородки ВТА. В результате в 2001 году очередной экзамен на «прочность» коллектива, на его способность решать подобного рода вопросы в сложившихся условиях, был успешно сдан. Об этом не менее красноречиво повествуется в комичном и, в тоже время, глубоко проникновенном фильме «Работу разрешаю - 2». Естественно были предложения от руководства ВТА и ВВС РФ на вышестоящие должности, в том числе в 8 АДОН на должность начальника штаба этой дивизии. В силу сложившихся личных обстоятельств от предложенных должностей вынужден был отказаться. С аналогичным успехом были выполнены и последующие задачи: - в 2001 году своевременно доставлены медикаменты и походный госпиталь в Афганистан с посадкой на аэродроме Баграм, за что всему личному составу, принимавшему участие в выполнении этой задачи, была объявлена благодарность от Президента РФ; - в 2004 году полк в составе большей части сил 61-ой ВА принимал участие в выполнении широкомасштабного общевойскового учения «Мобильность 2004». Задача выполнена с отличным качеством; - в конце 2004 года в сложных погодных условиях экипажи полка одними из первых доставили сотрудников и оборудование походного госпиталя медицинского отряда специального назначения в Индонезию для оказания помощи людям, пострадавшим от цунами. Посадка производилась на аэродроме Банда-Ачех (остров Суматра). Задача выполнена успешно; - в 2007 году успешно выполнено показное учение с десантированием боевой техники и десанта под Вязьмой, приуроченное к Вяземской операции, проводимой в годы Великой Отечественной войны. Получилось так, что это учение было крайним в моей военной службе, 19 апреле состоялся приказ о моем увольнении по достижении предельного возраста, а 07.07.2007 года был полностью рассчитан с частью. Вспоминая описанные здесь события, могу в качестве вывода сказать следующее: - во-первых - мне в жизни очень повезло служить на Новгородской земле и именно в чудесном, без всяких излишних похвал и преувеличений, историческом городке «Кречевицы»; - во-вторых - повезло вместе служить с людьми, «неизбалованными» повышенной комфортностью социально-бытовых удобств, беззаветно преданными выбранному делу, которые не по случаю знают, что такое надо, когда действительно надо, которые готовы за правое дело и собственное достоинство стоять до конца; - в-третьих - вся служебная деятельность пронеслась, образно говоря, на «одном дыхании», поскольку она была направлена и посвящена одному из самых почетных и ратных дел – делу защиты своей Родины! В связи с этим невольно вспоминаются слова из известной всем песни Александра Зацепина и Леонида Дербенева «Есть только миг»:
Призрачно всё В этом мире бушующем, Есть только миг За него и держись, Жизнь это миг Между прошлым и будущим Именно он называется жизнь....
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
После увольнения из ВС РФ предполагалось, что вот теперь торопиться некуда, что жизненный темп, который был взят в процессе воинской службы, будет другим - более спокойным и соразмеренным. Но как-то само собой получилось так, что через три месяца был призван на государственную гражданскую службу: в комитет транспортного и дорожного хозяйства Новгородской области, где занимаюсь вопросами возрождения авиационного транспорта в нашей области. Эта, до боли в душе, знакомая для меня тема. Многие новгородцы с большим удовольствием вспоминают те удобства, которые предоставлял аэропорт «Юрьево» с имеющимся летным отрядом, состоящим из самолетов Ан-2, Як-40, вертолетов, когда можно было быстро и удобно добраться и в Москву и в другие города РФ, а по области в любой район, где были специальные для этого посадочные площадки. Считаю, что наша область не хуже других, где используется с успехом гражданская авиация и возродить авиационные перевозки мы просто обязаны. Пусть это сегодня будет мечтой, но завтра, уверен - реальностью.
Всем желаю удачи, здоровья, верных друзей и любимого дела с обязательным достижением желаемого результата, чтобы как сказал Николай Островский «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»!
Горсков А. М. 20 мая 2009 год
|