В грозные годы Великой Отечественной войны в 1944 году, семнадцатилетним пареньком был призван в Советскую Армию. К этому времени закончил только 9 классов средней школы. Был признан годным к службе в авиации и направлен в Истребительную Военную Авиационную школу имени Мясникова А. Ф., в город Красный Кут. Закончил ускоренный теоретический курс и приступил к практическим полетам на самолетах ПО-2 и УТ-2 (переходной тип к истребителям) Як-3 и Ла-5. Но на ястребках полетать не удалось, прибыли польские товарищи - 300 человек и их нужно было быстро превратить в летчиков. Школа занялась этим вопросом, а нас стали готовить на фронт в качестве пехотных стрелков. Надо сказать к этому времени вышел приказ главнокомандующего И. В. Сталина о создании безмоторной-планерной авиации. И вот я в числе отобранных 45 человек был переведен в Саратовскую планерную школу. К этому времени война подходила к концу. Школу, перебазировали в Пугачев, затем в Астрахань и Славгород. Таким образом, я с 1945 года стал проходить службу в транспортной авиации. В 1947 году летал на планерах типа: А-2, А-7, Г-11, У-25 в Тульском транспортном авиационном полку. Далее окончил планерное Пугачевское училище в 1949 году и проходил службу в 336 ВТАП в городе Черновцы. Планерная авиация дальнейшего развития не получила, хотя имелись не нее большие надежды. Я переучился на самолет Ли-2 и летал в качестве летчика, а затем командира корабля.
В 1956 году принимал активное участие в подавлении контрмятежа в Венгрии. Сделал 44 боевых вылета. После расформирования 336 ВТАП, проходил службу в Запорожье. В 1961 году выполнял правительственные задания за пределами нашей Родины, по оказанию помощи Вьетнамскому народу в течении 6 месяцев. По возвращению переучился на самолет Ан-12 и в 1964 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в Кречевицы на должность командира отряда, а затем заместителя командира авиационной эскадрильи в 224 ВТАП (Кречевицы). В июне 1966 года в Кречевицах, стал формироваться новый 110 втап и меня назначили командиром 2 авиационной эскадрильи, где я находился в этой должности до ухода в запас по состоянию здоровья в 1970 году. С 1971 и по настоящее время работаю более 10 лет на Новгородском электровакуумном заводе в должности старшего диспетчера завода. Что можно сказать о самом начале становления полка и в частности 2 аэ. Это был трудный период. Летный состав срочной службы размещался в палатках, у офицеров не было квартир. Люди прибывали из разных частей и с западных областей и с Дальнего востока с разным уровнем подготовки, ранее не летавших на самолетах Ан-12. Основная задача состояла в том, что бы сколотить дружный, работоспособный коллектив. Создать нормальные условия для теоретического переучивания, летной подготовки и отдыха. И с этой задачей полк и в частности 2 аэ справилась успешно, в чем не малая заслуга всего личного состава, партийной и комсомольской организации. Огромная работа была проведена на аэродроме Витебск по вводу в строй командиров кораблей летчиков и технического состава, бортовых радистов и КОУ. Летать приходилось много и часто. И в октябре месяце наши труды, дали первые результаты - полк в количестве 13 экипажей участвовал в учениях, в СМУ десантирование посадочным способом. Экипажи справились успешно. Надо сказать, что в то время большая доля по подготовке ложилась на личный состав срочной службы. По списочному составу числилось по 60 - 70 человек в каждой эскадрильи и естественно много времени уделялось их быту, службе и отдыху. Неплохие показатели были 2 аэ в боевой и летной подготовке, в спорте, в художественной самодеятельности. Мне конечно, грустно и в тоже время приятно вспоминать о делах десятилетней давности. И хочется от души сказать Вам большое спасибо за приглашение, хочу пожелать всему личному составу 110 полка в честь 50 летия ВТА доброго здоровья, большого личного счастья, успехов в Вашем нелегком ратном воинском труде. 1981 год И. М. Жуков
|