21 ноября 1985 года лейтенанты Касьяненко, Кузнецов, Лобанов, Макушин и я с моей супругой, прибыли на железнодорожную станцию Новгород на Волхове, взяли такси разместившись в двух старых автомобилях ГАЗ 24, и поехали в Кречевицы, стоял мороз и было много снега, а в волге было натоплено, хорошо, и мы ехали в Кречевицы. Серега Макушин что-то рассказывал про город Новгород, а я не мог поверить, что скоро мы будем летать на прекрасном современном самолете Ил-76.
В Кречевицах было два полка - один новый 110-й, а, другой - старый 244 ВТАП. Гарнизон был переполнен и перенасыщен. Не было еще гарнизонной гостиницы, в каждом полку были небольшие свои стоянки забитые и переполненные. Размещать более 60 кораблей на аэродроме очень трудно, учитывая, что там базируется еще отряд буксировочный на ИЛ-28 (буксирует конусы, по которым стреляют самолеты). 244 ВТАП имел с войны наименование «алленштайцкий». Застал еще старого командира полка, фамилию не помню. Вскоре с востока прибыл новый командир Зубов. Мы у него вчетвером приняли зачеты и шли со стоянки в гарнизон, Малин ему сказал, чтобы он снял свой академический значок.
Зайцев Эдуард Алексеевич - родился 8 марта 1946 года, в Костромской области в семье военнослужащего. Детство прошло в городе Вологде, где закончил школу, железнодорожный техникум, и был призван в ряды Советской Армии. В 1966 году, поступил в Балашовское ВВАУЛ, которое закончил с отличием в 1970 году. Кречевицы стали первым авиагарнизоном, где я прошёл школу воинского воспитания, приобрёл опыт полётов, стал командиром корабля, освоил новый самолёт Ил-76. Вспоминаются первые дни после прибытия в часть. Разместились мы с Юрием Задыхиным в новой гостинице с прекрасным видом на полноводный Волхов.
Валерий Иванович Хорошевский – родился 26 февраля 1952 года в городе Луганске, в 1973 году закончил Луганское ВВАУШ имени «Пролетариата Донбасса». После выпуска был распределен для дальнейшего прохождения службы в качестве штурмана корабля в Кречевицы, где и прослужил до 1995 года. За период службы неоднократно поощрялся командованием за добросовестное и профессиональное выполнение обязанностей штурмана корабля. Награжден орденом Красной Звезды в 1989 за Анголу.
В 1976 году наш полк переучился на самолет Ил-76, это прекрасный самолет, он прощает летчикам многое, обладает отличной управляемостью, и надежной системой электроснабжения. Осваивание самолета происходило достаточно сложно, тренажеров не было, самолетов тоже нехватало, и самое главное опыта эксплуатации было недостаточно. В этот период времени в РЛЭ про "безбустерный режим" не было и слова, считалось, что управлять в таком режиме - нереально. Лишь позже, в конце 70-х, благодаря командиру отряда нашего полка Анатолию Соболеву, появится рекомендации по действиям экипажа при отказе бустеров.
В июне Военно-транспортной авиации (ВТА) - 74 года. Дата не юбилейная, а самая что ни на есть рядовая. Тем не менее, это хороший повод поговорить о ее людях, проблемах, предстоящих задачах. Каковы сегодня состояние объединения ВТА и перспективы его развития? На этот и другие вопросы отвечает командующий 61-й Воздушной армии Верховного главного командования (Военно-транспортной авиации) генерал-лейтенант Виктор Федорович Денисов.
Горсков Алексей Михайлович. Родился 3 марта 1956 года в поселке Татановка Балашовского района Саратовской области. После окончания средней школы в 1973 году поступил в Балашовское ВВАУЛ. По завершению обучения служил в частях ВТА ВВС СССР в Украине. В 1988 году был принят слушателем на командный факультет ВВА им. Ю.А.Гагарина, по окончанию которой в 1991 году продолжил службу в частях ВТА - в Витебск. После распада СССР в 1993 году прибыл для дальнейшего прохождения службы из Витебска, как не принявшего их присягу, в «Кречевицы» на должность заместителя командира полка по летной подготовке. В 1995 году назначен командиром 110 военно-транспортного авиационного полка.
Практически вся экспозиция посвящена истории 110-го полка (отмечающего, кстати, в этом году свое 40-летие). Командиры, экипажи, самолеты, учения, подвиги летчиков, маршруты полетов (охватывающие, кроме Австралии и Антарктиды, весь земной шар) - короче говоря, полноценный музей в прекрасном состоянии. Правда, музей только одного полка, причем довольно молодого, - в то время как сами стены здесь говорят о куда более ранней военной истории. - Но это Комната боевой славы именного 110-го полка, - напомнил заместитель командира по воспитательной работе подполковник Валерий Паутов.
Этот маленький очерк расскажет о нескольких трудовых буднях и не только, нашего штурманского коллектива 110 ВТАП. Заранее прошу прощения у своих коллег, если не упомяну кого-нибудь добрым словом. 25 мая 1990 года - мой первый день пребывания на Новгородской земле. Самолёт Ан-12 Мариупольского полка приземлился во второй половине дня на аэродроме Кречевицы. Я, вместе с моими коллегами в курсантских погонах Ворошиловградского Высшего Авиационного Училища Штурманов имени Пролетариата Донбасса ступил на бетон рулёжной дорожки Кречевицкого аэродрома. Это был первый день войсковой стажировки, которая продлилась до 15 августа.