Дорога в большое небо прокладывается по ступеням совершенства от малого к большему. В авиации, как нигде в другой области, умение выполнять сложные задания вырастает из опыта простых задач выполненных с инструктором. Взлёт и посадка, полёт в зону для отработки элементов пилотажа, полёт по маршруту, посадка на не знакомом аэродроме, полёт группой,- все эти задачи надо выполнить, чтобы встать в строй подготовленных лётчиков. Но сегодня, речь пойдет о другом, Эдуард Алексеевич Зайцев, выносит на Ваш суд, свои авиационные истории - "За рюмкой чая".
Вячеслав Васильевич Гладышев - родился 27 августа 1954 года. БВВАУЛ окончил в 1975 году. Назначен командиром корабля в 1981 год, командир отряда, замкомэска, Псков 1983-1985 гг, комэска -1986 год, ВВА им Гагарина 1987-1989 гг. После академии заместитель командира полка Укурей. В 1992 году, назначен командиром 339 втап Витебск, 1993 год - начальник службы безопасности полетов 3 ВТАД, 1996 год - старший инспектор лётчик управления боевой подготовки ВВС. После службы в ВС, более 8 лет был начальником авиационно-спортивного клуба РОСТО имени героя СССР Каберова.
Командующий военно-транспортной авиацией был краток: - Евгений Алексеевич, для полка тебя больше не существует. Пусть твои замы всем "рулят". Единственная твоя забота - готовить экипажи. Дело предстоит серьезное, там всякое может случиться... В августе 1992 года командир полка Евгений Зеленов получил задачу эвакуировать из Кабула сотрудников российского посольства и представителей дипмиссий Китая, Индии, Индонезии и Монголии. К тому времени войска талибов, сметая все на своем пути, захватили почти весь Кабул. Правительство Афганистана ситуацию в городе уже не контролировало. По данным разведки, талибы намеревались провести большую танковую атаку.
Его биография завидна. Таких даже и не бывает. Или бывает в крутых боевиках. Но тут не кино, тут сама жизнь. Правда, жизнь - готовый сценарий для приключенческого фильма. Судите сами: 1979 год - выполнение интернационального долга во Вьетнаме. В 1982 году награжден Орденом Красной Звезды за участие в боевых действиях в Афганистане. В 1988 году участвовал в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Армении. В 1989 году награжден Орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени - за освоение новой авиатехники.
Он уже начал разбег, как случилось то, чего больше всего опасались летчики, - реактивный снаряд угодил в крыло третьего самолета, и тот загорелся. Командир полка, чей самолет барражировал над аэродромом, немедленно дал команду Анатолию Копыркину прекратить взлет для того, чтобы прийти на помощь попавшему в беду экипажу. Не зря же говорят: сам погибай, а товарища выручай...
Родился я 26 августа 1941 года в поселке Новосветловка Луганской области. В 1948 году начал учится в школе своего поселка и в 1958 году окончил 10 классов. Кем быть в жизни было решено давним давно - летчиком. В Луганске была спецшкола ВВС, в которую я хотел поступить после 7 -го класса. Но ее в год окончания 7-го класса закрыли. После окончания школы пытался поступить в любое летное училище, Но военкомат не направил меня, если Вы помните, тогда это были годы разгона авиации. Поступил в 10-е техническое училище города Луганска в 1958 году, на специальность слесаря сборщика, одновременно подал документы в Луганский аэроклуб.
Занять должность начальника ВОП в Кречевицах мне предложили летом 1966 года, я согласился. Прибыв в полк, я с разрешения командира полка поехал обратно, в Кедайняй, где я служил до этого помошником штурмана эскадрильи, для освоения должности начальника ВОП под руководством тамошнего коллеги майора Самойленко. В течение нескольких недель я изучил кормовую установку и оборудование кабины стрелка. По возвращению в Кречевицы я принял участие в формировании экипажей вновь созданного полка. В полк стали прибывать члены экипажей и воздушные стрелки в том числе. В основном прибывали солдаты срочной службы. Постепенно мы приступили к занятиям по освоению специальности. Одновременно начали оборудовать класс воздушно-огневой подготовки.
Сразу же после ЗАГСа, Герману дали отпуск, и мы поехали к моим родителям на Украину. В родительском доме и прошел наш прекрасный медовый месяц. Продолжался он уже в Кречевицах, когда мы вернулись из отпуска. Герман и весь его полк перелетели в Кречевицы, как тогда говорили в «летние лагеря», так как взлетную полосу на Сиверской ремонтировали. Ремонт ВПП продолжался все лето. В то время я работала и после отпуска должна была выйти на работу. Но где-то через неделю или дней через десять, Герман приехал в Сиверскую и сказал: "Собирайся, поедем со мной в Кречевицы".
Маркелов Анатолий Николаевич - родился в городе Чистополе Татарской АССР 8-го апреля 1932 года в семье Главного механика средневолжского и камского речного пароходства. Но вскоре семья переехала в город Казань, где и закончил 10 классов и трехгодичное Казанское военное авиационное техническое училище дальней авиации «КВАТУ ДА» в 1955 году. В дальнейшем проходил воинскую службу на различных технических должностях: на Украине в городе Белая Церковь - самолет Ту-4; в приморском крае в Спаск Дальнем - самолет Ту-16, в Забайкалье в городе Борзя - самолет Ту-16, в Новгородской области - в поселоке Кречевицы, на самолетах Ан-12.
Командир эскадрильи - Жуков Иван Матвеевич. В грозные годы Великой Отечественной войны в 1944 году, семнадцатилетним пареньком был призван в Советскую Армию. Был признан годным к службе в авиации и направлен в Истребительную Военную Авиационную школу имени Мясникова А. Ф., в город Красный Кут. Закончил ускоренный теоретический курс и приступил к практическим полетам на самолетах ПО-2, УТ-2, Як-3 и Ла-5. Но на ястребках полетать не удалось, прибыли польские товарищи - 300 человек и их нужно было быстро превратить в летчиков. Школа занялась этим вопросом, а нас стали готовить на фронт в качестве пехотных стрелков. Надо сказать к этому времени вышел приказ главнокомандующего И. В. Сталина о создании безмоторной-планерной авиации.